ПИРАНЫ
Все что вы хотели знать о пиратах
Многие считают, что пиратство – это романтическое занятие, которое постоянно сопровождается приключениями, большими сокровищами и масштабными пьянками на корабле после удачного нападения. На самом деле пираты жили совершенно не так, как это описано в многочисленных книгах и фильмах.
Зарождение пиратства
Само слово пират появилось в IV—III веках до н. э, а до этого применялось слово «лэйстэс», которое также ассоциировалось с грабежами и убийствами. Само пиратство появилось одновременно с мореплаванием, а грань между мореплавателями и пиратами была очень тонкой – большинство мореплавателей торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен.
По мере развития мореплавания, пиратство стало считаться одним из самых тяжких преступлений, а многие государства даже объединялись для борьбы с морскими разбойниками. Впрочем, несмотря на постоянную борьбу с ними, пираты существуют и до сих пор, так как окончательно искоренить жажду легкой наживы нельзя.
Виды пиратов
Существует довольно много имен морских и речных разбойников. Чаще всего они различаются по тем местам и времени, в которых они грабили суда и нападали на прибрежные поселения. Тевкры — ближневосточные пираты, орудовавшие в XV—XI веках до нашей эры, один из народов моря.
Долопийцы (Dolopians) — древнегреческие пираты, также известные как скирийцы, грабили во второй половине VI века до нашей эры. Ушкуйники — новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани, преимущественно в XIV веке. Берберские пираты – орудовали преимущественно в водах Средиземного моря, но появлявшиеся и в других морях.
Ликеделеры — пираты североевропейских морей времен Ганзейского Союза.
Буканир (от англ.— buccaneer) — это английское название флибустьера (во второй половине XVII века)
Флибустьеры
Флибустьер – это морской разбойник XVII века, который имел специальную разрешительную грамоту (комиссию или каперское свидетельство), которая разрешала ему нападать на определенные корабли и колонии, а также указывает, где он имеет право сбывать свою добычу. Как правило, такая грамота давалась в военное время – губернаторы английских и французских островов Вест-Индии не получали достаточной военной помощи от метрополий, поэтому они за деньги давали разрешительные грамоты любому капитану корабля.
Можно отметить, что флибустьерами были изгои общества из разных стран и разного социального положения, при этом они строго придерживались своих законов и обычаев. К примеру, еще до выхода в море флибустьеры обговаривали, кому сколько добычи достанется. Примечательно, что часть добычи обычно отдавалась губернаторам, королям и прочим чиновникам.
Корсары
Само слово корсар появилось в XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Корсары мало чем отличались от флибустьеров, так как они тоже нападали на вражеские суда по лицензии какого-нибудь государства. А в мирное время им давали репрессальную грамоту, которая также давала право на грабеж вражеских судов для «возмещения ущерба со стороны подданных другой державы».
Обычно лицензия на пиратство покупалась частным судовладельцем, который и снаряжал судно за собственный счет. В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер, а в англоязычных странах — приватир (от латинского слова privatus — частный).
Способы ведения боя
Почти во все времена главным способом ведения боя был абордаж.
Происходило это так – атакующий корабль вплотную сближался с «жертвой», после чего корабли сцеплялись специальными абордажными баграми, кошками и дреками, чтобы корабли не разошлись во время боя.
Далее пираты высаживались на палубу корабля противника с помощью мостков и захватывали корабль с применением холодного и огнестрельного оружия.
Такой способ нападения позволял минимизировать повреждения обоих кораблей и ценного груза, который находился в трюме жертвы. Поверженный корабль при этом могли, как отвести в порт, так и затопить после грабежа, если он был серьезно поврежден.
Сами атаки не были бездумными, над палубой корабля натягивали прочную верёвочную сеть для защиты от падающих обломков, на марсах матч размещались стрелки, чтобы сверху, с более удобной позиции вести огонь по неприятелю.
Также пираты продумывали и защиту своего корабля, к примеру, для защиты квартердека и полуюта, где находились средства управления судном, между бортами воздвигали баррикады из брёвен и бочек, наполненных железным ломом.
С появлением страховки грузов, многие капитаны кораблей с дорогим грузом предпочитали просто отдать добычу пиратам и получить страховку. В таких случаях удавалось избежать ненужных жертв.
Веселый Роджер
Конечно, одним из главных символов пиратов является флаг с черепом человека и костями – Веселый Роджер. Единого пиратского фага не существовало – вариантов этого флага было достаточно много. На некоторых изображались черепа с костями, на других череп и песочные часы (намек, что время утекает), на третьих рука с саблей и т.д.
Пираты никогда не плавали под пиратскими флагами, напротив, они старались использовать флаги разных стран в своих целях – поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации. Например, при атаке испанцев, пираты могли поднять английский флаг, так как Испания и Англия находились в состоянии войны. Или напротив можно было использовать «удобный» флаг, чтобы быстро уйти от более сильного врага.
Что касается «Веселого Роджера», то его иногда поднимали уже в момент атаки на корабль – для устрашения.
Особенности жизни пиратов
Какими мы видим пиратов в фильмах и книгах? Чаще всего это пьяницы, которые отличаются особенной жестокостью и полным отсутствием манер. На самом деле далеко не все рассказы о пиратах соответствую действительности.
Как уже упоминалось выше, грань между мореплавателями и пиратами была довольно тонкой. Именно поэтому многие пираты (особенно капитаны) были образованы, ведь им надо было ориентироваться в морях и океанах, содержать корабль в надлежащем виде и т.д.
Некоторые капитаны пиратских кораблей так и вовсе слыли начитанными и образованными людьми, но об этом немного позже.
Среди экипажа корабля всегда царил порядок, алкоголь почти на всех кораблях был запрещен, никаких разборок между собой не допускалось. А вот масштабные пьянства чаще всего устраивались в портах.
У многих пиратов были клички, но давались они не потому, что пират начинал новую жизнь. Все было гораздо проще – таким образом, пираты скрывались от закона.
Добыча пиратов делилась на равные доли, после чего они распределялись между всеми. Больше всего долей получал капитан, потом те пираты, которые участвовали в сражениях, ну а меньше всего получал персонал корабля.
Повязка на глазу пирата не всегда означала ранение. Официально это не доказано, но вполне возможно, что пираты использовали черную повязку на одном глазу для более быстрой адаптации к темному трюму корабля.
Дело в том, что в трюме корабля очень темно, и при спуске туда с палубы глазам человека требуется несколько минут для адаптации.Пирату достаточно было снять повязку с глаза, и он мог намного лучше видеть в темноте.
Пиратские клады
Но самым главным мифом о пиратах является то, что они были богаты и закапывали свои клады.
В большинстве случаев пираты имели довольно небольшие корабли, которые были оснащены максимум 12-15 пушками и то небольшого калибра.
Нападать с таким вооружением на большие испанские галеоны или другие крупные корабли было равноценно самоубийству, а именно на таких крупных и хорошо вооруженных кораблях перевозили наиболее драгоценные грузы и монеты.
Конечно, пираты могли нападать сообща, но и в таких случаях корабли могли отбиться, а в случае успеха пиратов, добычу приходилось делить не менее чем на 200 человек, а то больше.
В итоге, пираты довольствовались грабежом только небольших судов, которые принадлежали частным купцам. А взять с них, как правило, было нечего – только товар. К слову, награбленные товары пираты продавали в портах по цене раз в десять меньше их стоимости.
Конечно, если брать в расчет корсаров и флибустьеров, которые фактически состояли на государственной службе, у них корабли были намного лучше. Кроме того, корсары часто плавали группами по 4-8 кораблей. Они могли нападать на более мощные корабли с богатой добычей, но и делить добычу им приходилось не только между собой, но и с судовладельцем, который снаряжал этот корабль.
Большинство пиратов были бедны, поэтому им просто нечего было закапывать. Да и век пирата длился не долго, поэтому им не было никакого смысла закапывать свои накопления. Миф о богатых кладах пиратов появился на основе всего нескольких случаев обнаружения пиратских тайников.
Чёрный Барт
Бартоломью/Барт Робертс – пират, известный, как Чёрный Барт. Этот пират промышлял в Атлантике и Карибском море, на его счету более 400 захваченных кораблей всего за три года.
Несмотря на то, что Чёрный Барт собственноручно повесил на рее губернатора одного из захваченных городов, он ненавидел безжалостность, сквернословие, пьянку и невоспитанность. Кроме того он хорошо одевался, имел превосходные манеры, всегда был чисто выбрит и не употреблял алкоголь. Также этот пират имел идеальный подчерк и любил музыку.
Чёрная Борода
Один из самых известных пиратов — Эдвард Тич по прозвищу «Чёрная Борода».
Впрочем, его боевые заслуги были не столь масштабными, как у других пиратов, зато запоминался он тем, что ему нравилось вселять ужас в своих врагов одним только своим видом.
Ходят слухи, что Черная Борода вплетал себе в бороду подожженные фитили и в клубах дыма, как сатана из преисподней, врывался в ряды противника.
Френсис Дрейк
Несмотря на свою пиратскую славу, Френсис Дрейк сделал ряд открытий, за которые получил рыцарское звание. Именно Дрейк открыл пролив между островом Огненная Земля и Антарктидой. Также этот пират участвовал в разгроме испанской Непобедимой Армады в 1578 году.
Жан-Франсуа Олонэ
Пират Олонэ прославился своей жестокостью, даже по меркам пиратов. Он был смелым и удачливым военачальником, но вот капитаном корабля он был не самым выдающимся. Четыре раза он сажал свои корабли на мель, последнее крушение стало для него роковым — индейцы-каннибалы съели его.
Современное пиратство
Сегодня пираты продолжают свою деятельность, и методы у них мало чем отличаются от тех, которые были много веков назад. Используя современное оружие и лодки, они захватывают корабли вместе с командой и требуют выкуп. Еще лет десять назад проблема пиратства не была столь актуальной, но с 2011 г. возросла тенденция к нападениям вблизи Сомали и Залива Аден.
Сомалийские пираты действуют достаточно организованно, среди них есть деление по специальностям: разведка, группа захвата, охрана на суше, переговорщики. А около 10 процентов добычи они отдают местным пожилым людям, политикам и обществу.
Как и много лет назад, пираты грабят торговцев, бояться более мощных военных кораблей, а часть прибыли отдают чиновникам.
Отдых в городе Пиран – что нужно знать о курорте Словении?
Пиран (Словения) – небольшой городок, расположенный на Адриатическом побережье, его омывает Пиранский залив. Город занимает 30 км побережья и находится рядом с Хорватией и Италией. На небольшой территории города прекрасно сохранилась целая россыпь исторических памятников культуры и архитектуры.
Общая информация
Эстетическое наслаждение охватывает туристов на пути к Пирану. Дорога огибает скалу, с которой открывается красивый вид на город — белоснежные яхты, лазурную воду и яркие крыши домиков.
Поселение находится на полуострове Истрия, здесь повсюду витает атмосфера Венеции и Италии.
Интересно знать! Очертания города на карте напоминают лягушку.
Город Пиран в Словении имеет интересное географическое расположение: расстояние до границы с Хорватией – 7 км, до границы с Италией – 23 км. Из курортного городка можно доехать до города Триест, города Истрия (Хорватия), а также исследовать словенское побережье.
Название города имеет греческие корни и в переводе означает – огонь. Полуостров выдается глубоко в море и в прошлом здесь зажигали огни, которые служили ориентиром кораблям.
Сегодня курорт по праву заслужил звание города-музея, поскольку тут сохранились уникальные образцы архитектуры, оставленные иллирийцами, кельтами, готами, византийцами, римлянами и славянами в разные исторические эпохи. В большей степени в городе преобладает венецианская архитектура, так как некоторое время городок входил в состав Венецианской республики. Местные жители называют Пиран Венецией в миниатюре.Важно знать! В городе достаточно сложно найти место для парковки автомобиля, почти все парковочные места платные – 3€ в час. Оптимальный вариант – оставить машину на паркинге, расположенном за городской чертой и прогуляться по Пирану пешком.
Что посмотреть
достопримечательность Пирана в Словении — центральная площадь идеальной круглой формы, названная в честь итальянского скрипача Тартини. На площади установлен памятник музыканту.
В отличие от многих европейских достопримечательностей здесь достаточно спокойно и тихо. Центр Пирана находится недалеко от набережной, здесь много ресторанов и кафе, вечером играет музыка, а здания красиво подсвечиваются. Рядом расположен храм Святого Георгия, поэтому отдыхающие на площади каждый час наслаждаются прекрасным колокольным звоном.
Многие туристы отмечают, что это место производит впечатления пребывания в Италии. Прежде всего, это связано с тем, что здесь строили дома знатные венецианские семьи.
Интересный факт! Площадь имеет круглую форму и этому есть объяснение. Раньше это была заводь, вода в ней не циркулировала и застаивалась. Власти города приняли решение закрыть лагуну, организовав на ее месте площадь. Вокруг лагуны была построена крепостная стена, в будущем ее не снесли, а прорубили арки и обустроили квартиры. Многие местные жители и сегодня живут в этих апартаментах.
Достаточно пройти 7-8 минут вверх от предыдущей достопримечательности и перед вами откроется удивительный вид на город и море. Самая высокая точка города расположена немного выше. Вход на стены крепости платный – 2€, но открывающиеся пейзажи стоят потраченных денег. Отдыхающие проходят через вертушку, поэтому желательно иметь при себе металлические монеты.
Дорога к вершине достаточно крутая, ведет через узкие улочки, которые переплетаются, словно, серпантин. Чтобы сохранить память о городе, останавливайтесь на улочках и запечатлейте на фото картину перед глазами. Поверьте, в вашем альбоме не окажется двух одинаковых фотографий.
Важно! Возле стен крепости есть парковка, но она предназначена исключительно для местных жителей. Здесь нет автоматов для оплаты, если туристы оставляют свои машины, им непременно выпишут штраф.
Автомобиль можно оставить на туристической парковке, которая расположена в полукилометре от крепости.Еще одна уникальная достопримечательность Пирана – старинный храм, колокольня которого строилась по аналогии с роскошной венецианской колокольней Сан Марко. Конечно, сооружение реконструировалось и благодаря этому сохранилось. Сегодня все желающие могут подняться сюда и осмотреть открывающиеся виды.
Подъем к храму довольно пугающий, сначала придется пройти узкими, мощеными улочками, а потом преодолеет старые, деревянные ступеньки, которые подозрительно скрипят под ногами.
Несколько рекомендаций:
- подниматься на колокольню лучше в солнечный день, в этом случае можно увидеть берега соседних со Словенией стран;
- обязательно запаситесь комфортной обувью;
- лучше всего постараться подняться на вершину к окончанию часа, без одной минуты каждого часа звонят колокола;
- самые красивые фото с колокольни получаются на закате;
- вход в достопримечательность платный – 2€.
Если вы хотите услышать увлекательную историю города из уст прекрасного гида, приобретите тур по Пирану. Можно заказать два тура:
- утренний;
- вечерний – помимо знакомства с городом в тур включено вино и ужин в одном из ресторанов с видом на закат.
Такой частный тур прекрасно подойдет туристам, которые хотят осмотреть город за один день. В этом случае гид предложит оптимальный и самый интересный маршрут. Пешеходные экскурсии рассчитаны на небольшие группы.
Полезная информация! Частный тур можно приобрести в первый день пребывания в Пиране, получить подробную информацию о городе и затем гулять в свое удовольствие.
Здесь собрана большая коллекция книг и периодической литературы, но почти все из них на словенском и итальянском языке. Можно воспользоваться бесплатным wi-fi. Гостей встречает внимательный обслуживающий персонал и комфортные условия в помещении.
Отдых в Пиране
В Пиране можно подобрать жилье для отпуска разного уровня. Роскошные номера в высокий сезон в отелях обойдутся в среднем от 250€. Проживание в отеле на второй линии стоит дешевле – в среднем 100-180€.
В городе есть относительно бюджетное жилье – хостелы и гестхаузы, частные апартаменты. Номер обойдется от 55 до 130€.
Стоимость проживания зависит от нескольких факторов:
- район города;
- уровень комфорта;
- включено ли питание;
- сезонность;
- наличие дополнительных услуг
- Обед в недорогом кафе – 6-10€ за блюдо.
- Обед в дорогом ресторане на двоих – 35-50€.
- Фастфуд – 4€.
За чашку капучино придется заплатить 1-1,5€, а за бутылку пива – 1,5€.
Booking.com
Пляж
Большинство пляжей Словении, и Пиран не исключение, каменистые и галечные. особенность – достаточно неудобные спуски в воду – бетонные платформы и лестницы. Отдыхать на таком пляже с детьми неудобно и опасно. Тем не менее, зона отдыха оборудована туалетами и душами.
Полезная информация! Если вы планируете отдыхать на пляже и купаться в море, обязательно возьмите с собой специальную обувь, так как стоять на морском дне, покрытом галькой, неудобно и неприятно.
На заметку! В окрестностях Пирана есть дикие пляжи, отдыхающих здесь немного, вода чистая, но тапочки для купания обязательно нужны.
Погода и климат
Для города Пиран характерен влажный субтропический климат средиземноморского типа. Летние месяцы здесь комфортные, теплые, а зима – прохладная, с большим количеством осадков.
Город расположен на широте Крымского полуострова, летом температура варьируется от +23 до +29°C. Зимой температура не опускается ниже 0 градусов.
Снега здесь практически не бывает, для зимних месяцев более характерен дождь.
Полезная информация! Многие туристы предпочитают отдыхать в Пиране в начале октября. В это время в городе наступает бархатный сезон. Купаться в море, конечно, холодно, но в отелях специально подогревают морскую воду в бассейнах.
Лучший период для поездки – лето. Комфортная температура от +26 до +30 °C, осадки выпадают не более 4 дней в месяц. Вода в море прогревается до +25 °C.
Пляжный сезон в Пиране длится четыре месяца – начинается в июне и заканчивается только к октябрю.
Не рекомендуем ехать в Пиран ради пляжного отдыха в сентябре и ноябре: в это время в городе выпадает наибольшее количество осадков.
Как доехать до Пирана
Итальянский Триест и словенский город Пиран разделяет всего 37 км, поэтому добраться к последнему не составит труда. До границы необходимо следовать по трассе SS202. Затем нужно ехать по магистрали Н5, которая переходит в трассу Н6.
Полезно знать! Словенские трассы платные, для проезда по ним нужно купить виньетку. Стоимость зависит от количества дней.
Удобнее всего арендовать машину заранее. Однако опытные туристы не рекомендуют ехать в Пиран автомобилем, поскольку в городе сложно найти место для парковки.
Гораздо проще доехать из Триеста в Пиран автобусом. Дорога занимает 1,5 часа, но рейсов предусмотрено не так много. Больше рейсов в Пиран едет из небольшого городка Копер (находится между Триестом и Пираном).В Триесте транспорт делает несколько остановок, поэтому по желанию вы можете не ехать на автобусную станцию, а выйти на любой из них.
Билет на автобус стоит около 6€. Купить билет можно в кассе или у водителя перед отправлением. Желательно иметь при себе мелкие деньги, так как не всегда пассажирам дают сдачу.
Между Италией и Словенией налажено паромное сообщение, но оно сезонное. Паромы курсируют только летом.
Дорога занимает около двух часов, о рейсах лучше заранее узнать в морском порту. Билет на паром обойдется в 8€. Купить его можно в кассе порта.
- Автобусом. Дорога занимает около 2,5 часов, билет стоит 13€. Перевозчик AlpeTour.
- Машиной. Расстояние между городами 119,4 км, дорога занимает 2 часа. На покупку бензина потребуется около 20€.
Если вас интересует курорт в привычном понимании этого слова, смело отправляйтесь в Порторож. В Пиране царит спокойствие и тишина, история и культура. В городе нет большого количества магазинов и рынков, но в изобилии представлены музеи, театры, галереи, прямо на улице звучит музыка. Пиран (Словения) располагает к неспешным прогулкам и посещению местных достопримечательностей.
: прогулка по Пирану.
Юлия Матюхина
Пираты — 10 интересных и малоизвестных фактов
Казалось бы, нет такого человека, который бы не знал о пиратах, не мог бы описать их внешний вид и рассказать об образе жизни.
Ведь столько книг написано, столько фильмов снято о разудалых молодцах, смело берущих на абордаж корабли различных морских держав. А затем, поделив добычу, надежно прятавших свою долю на необитаемых островах. Но… насколько верны общепринятые представления о пиратах и какими были эти морские разбойники на самом деле?
Предлагаем 10 наиболее интересных, но малоизвестных фактов о тех, кого в разные времена и в разных странах называли джентльменами удачи, корсарами, флибустьерами и т.д.
Пиратские корни уходят глубоко в античные времена. Тогда они промышляли тем, что грабили деревушки, расположенные на побережьях; вылавливали одиноких путников, похищали их и продавали в рабство.
Называли тогда подобных разбойников «лэйстерс», а термин «пират» появился позднее в IV—III веках до Рождества Христова.
«Золотым веком» пиратства считается период с XVI по XVIII века, когда морская торговля процветала, а обеспечить защиту торговых судов на должном уровне еще было невозможно.
Примечательно, что на протяжении долгих веков грань между мореплавателем-торговцем и пиратом была очень тонкой, так как там, где не получалось заработать на торговле, мореплаватели прибегали к грабежам и насилию.
Запрет на пьянство
Вопреки сложившемуся стереотипу, пираты вовсе не были законченными пьяницами. И если на берегу они еще могли себе позволить «расслабиться», то на большинстве кораблей действовал строгий сухой закон.
Да и как иначе?! Разве могли бы пьяные люди вести корабль, правильно ориентироваться на огромных открытых водных пространствах.
Что касается славы завзятых пьяниц, то ею пираты обязаны Р. Л. Стивенсону и его «Острову сокровищ».
Повязка на глаз
Зачастую пираты изображаются с повязкой на одном глазу. Согласно легенде этой повязкой они прикрывали пустую глазницу или просто поврежденный в бою глаз.
Однако, как выясняется, все намного прагматичнее. По одной из версий повязку на глаз пираты использовали при стрельбе из пушек – чтобы при вспышке и возможной травме сохранить хотя бы один здоровый глаз.
По другой версии повязка нужна была, для того, чтобы при спуске в полутемный трюм пират мог быстрее адаптироваться к условиям плохого освещения.
Пиратский флаг
Среди самых популярных атрибутов морских разбойников – черный флаг с черепом и костями, называемый Веселым Роджером.
Однако на самом деле подобный флаг изначально не имел к пиратам никакого отношения – его использовали для того, чтобы предупредить встречные суда об эпидемии на корабле.
Что касается пиратского флага, то изначально джентльмены удачи могли поднять на своем корабле любой флаг – в зависимости от ситуации, от того, корабли какой страны они собирались атаковать.
Позднее, в конце XVII века в Англии был издан закон, согласно которому все приватирские (пиратские) корабли обязаны были иметь красный флаг. Новый флаг почти сразу же окрестили «Красным Джеком».
Вслед за «официальными» пиратами цветные флаги на своих судах стали вывешивать и так называемые свободные разбойники – те, что не подчинялись ни одному государству. При этом флаги и вымпелы могли быть не только красными, но и желтыми, и зелеными, и синими, и черными.
У каждого цвета было свое значение, черный, например, передавал приказ сдать оружие.
Что касается названия флага, то Веселый Роджер появился в результате особенностей перевода «Красного Джека» с одного европейского языка на другой.
Узаконенное пиратство
Как ни странно это прозвучит, но был период, когда пиратство существовало вполне легально. Многие морские державы не просто узаконили статус морских разбойников, но и получали долю с их преступных доходов.
Такими легальными пиратами были, например, каперы, которые имели законное право захватывать и уничтожать суда государств-противников, а также нейтральных стран.
Впоследствии таких законных пиратов называли корсарами и приватирами. Последний термин чаще всего использовался по отношению к разбойникам – подданным английской королевы.
У пиратов существовала собственная система распределения награбленного добра. Она строго соблюдалась всеми участниками команды.Согласно разработанным правилам, изначально из общей добычи выделялся определенный фонд, из которого деньги впоследствии шли на приобретение провизии, лекарств, ремонтные работы и т.д.
Десятая часть от оставшегося добра причиталась капитану корабля. Остальное делилось между всеми членами команды. Самая маленькая доля доставалась корабельному плотнику, так как он не участвовал в сражениях и грабежах.
Примечательно, что пираты, раненные в бою получали обязательную компенсацию (эти суммы выплачивались с общего фонда).
Распределял добычу квартирмейстер, выбираемый из числа команды.
Пират — первооткрыватель
Среди пиратов было немало известных деятелей. Одни прославились своей жестокостью, другие – удачливостью. Но, пожалуй, самым известным корсаром в истории стал Френсис Дрейк – первый англичанин, проплывший вокруг света и сделавший немало интересных открытий.
Свою карьеру Дрейк начинал в роли работорговца. А после того, как испанцы напали на его судно и едва не погубили его самого, английского приватира охватила ненависть и жажда мести.
Талантливый командир и мореплаватель, он в течение долгого времени в одиночку нападал на испанские корабли. Ограбив судно, Дрейк пускал его ко дну. За свою свирепость и жестокость в этот период он получил свое прозвище Дракон.
Оценив заслуги своего подданного, английская королева произвела пирата в рыцари и доверила ответственное дело, отправив к американским берегам с особой миссией.
Строжайшая дисциплина
Еще один стереотип, связанный с пиратами – это их неорганизованность и недисциплинированность.
На самом деле, на любом пиратском корабле с дисциплиной было все в порядке – она была даже строже, чем в армии. Ведь без полного послушания и подчинения многомесячное плавание могло закончиться весь плачевно.
За нарушение порядка на судне провинившегося строго наказывали – его могли избить, привязать к мачте или… оставить на необитаемом острове.
Серьги в ушах и говорящие попугаи
Еще одна «визитная карточка» настоящего пирата – серьга в ухе.
На самом деле серьга была, но далеко не у всех – ее позволялось надевать тому, кто пересекал экватор или преодолевал путь через мыс Горн. В пиратской среде бытовало мнение, что это украшение может защитить своего обладателя от морской болезни и утопления.
Помимо свидетельства статуса, и оберега, пиратская серьга служила и более практичным целям. Так, в случае гибели пирата, серьга могла пойти на оплату за то, что его тело доставят домой и достойно похоронят.
Кроме того, на серьгах некоторые пираты носили затычки для ушей, которые использовались при стрельбе из пушек для защиты слуха.Что касается попугаев, то вряд ли у пиратов было время и желание кормить дополнительный рот, да еще и заниматься с птицей – учить ее разговаривать.
Настоящие пираты: какими они были
Морские сражения, охота за сокровищами, йо-хо-хо и бутылка рома — о романтике пиратской жизни написаны сотни историй. Их каноничный герой — неопрятный малый, одноногий и одноглазый, с саблей наперевес в одной руке и с бутылкой рома — в другой. Он неразлучен со своим напарником, огромным зелёным попугаем, который то и дело отпускает похабные шуточки.
Мы решили выяснить, насколько далёк этот стереотипный персонаж от настоящего морского волка.
Ампутация была хорошей «профилактикой» гангрены и инфекций, а потому пираты, недосчитавшиеся конечностей, и правда встречались.
Но корабельные медики — а часто эту роль брал на себя кок, профессионально орудующий ножом, — не знали, как справиться с кровотечением, и раненый часто умирал от потери крови. Даже пережив операцию, пациент без ноги едва ли оставался ценным членом команды — морская карьера пирата заканчивалась, и он, получив компенсацию, отправлялся на берег.
У пиратов с увечьями рук шанс остаться на корабле был выше. Впрочем, они обходились без крюков — исторических подтверждений такого бодимода нет.
Чёрная повязка на глаз действительно использовалась, но не чтобы скрыть увечье, а для того, чтобы один глаз был всегда приспособлен к темноте трюма. Да и золотые серьги, так полюбившиеся пиратам с рисунков Говарда Пайла и Ньюэлла Уайета, носили из прагматичных соображений: например, они могли гарантировать достойные похороны в случае внезапной смерти.
МИФ 2:
Попугаи— вечные спутники пиратов
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»
Образ попугая, суфлёра каждого капитана, как и большинство других мифов, вырос из пиратских романов: пёстрая птица сопровождала капитана Флинта в его плаваниях, а в рассказах Артура Рэнсома попугай дядюшки Джека болтал «чуть больше симпатичной девушки».
В XVII — начале XVIII века в Европе началась повальная мода на экзотических зверушек, что тут же подметили предприимчивые мореплаватели, которые встречали немало тропических птиц на берегах Африки и Карибских островах. Но перевозили их в клетках, ведь держать попугая на плече рискованно — пернатый старпом не всегда успешно контролирует процессы жизнедеятельности.
Зато пираты охотно заводили кошек: считалось, что они приносят удачу. Особо ценились многопалые кошки (с лишними пальцами) — их необычайные способности к «скалолазанию» помогали разобраться с корабельными грызунами.
МИФ 3:
Пиратство— удел белых головорезов и беглых преступников
Художник: Говард Пайл
Экипаж пиратского судна — это по большей части темнокожие мужчины, в прошлом рабы.
Часто в пираты шли и честные моряки немного за двадцать: условия «трудового контракта» были привлекательнее, чем на государственной службе, не говоря уже о том, что во времена Золотого века пиратства (примерно 1650–1730 годы) в Британский флот вступали больше по принуждению, чем по доброй воле.
Моряки, завербованные против желания, получали меньше, чем волонтёры, а в порту их даже привязывали к палубе, чтобы не сбежали. Вкупе с тропическими болезнями, голодом и неумолимой стихией три четверти матросов заканчивали жизнь на дне океана в течение первых двух лет. Неудивительно, что бесславной гибели они предпочитали полную приключений жизнь среди морских волков.
МИФ 4:
Пираты— исключительно мужчины
Среди пиратов бывали и женщины: капитан Чжэн Ши собрала армию из нескольких сотен судов и стала китайской грозой морей, а Энн Бонни променяла спокойные будни дочурки богатого плантатора на пиратскую жизнь, полную приключений, сдружившись с другой пираткой, Мэри Рид. Впрочем, женщин на борту недолюбливали, а потому они нередко носили мужскую одежду.
МИФ 5:
Пираты были одержимы золотом
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»
Карта сокровищ с заветным красным крестиком — очередная фантазия, выросшая из «Острова сокровищ» Стивенсона.
Реальные пираты высоко ценили мыло, провиант, навигационное оборудование и медикаменты, необходимые для выживания в море: золото золотом, но никто не хотел отправиться на корм рыбам.
Если среди награбленного всё же попадалось пара песо, пираты сразу же спускали деньги в ближайшем порту на грог, напиток истинного корсара (а вовсе не чистый ром!), и безотказных барышень.
Если же удавалось скопить много золота, пираты не закапывали его на чёрный день: жизнь морского волка была слишком непредсказуема и коротка, чтобы грезить о беззаботной старости.
Известно всего три случая, когда пираты прятали клады: капитан Уильям Кидд хотел использовать местонахождение своего сокровища как козырь в переговорах, но потерпел неудачу и был казнён; в 1573 году Фрэнсис Дрейк соорудил временное хранилище, не сумев за один раз унести всё награбленное; кровожадный корсар Роше Бразильяно раскололся во время пыток, рассказав о своём кладе. Остальные пираты если и прятали сокровища, то ненадолго, полагая, что жить и тратить деньги нужно здесь и сейчас.
Пираты, конечно, народ суеверный, но половина предзнаменований — фантазии писателей. Чёрную метку, перекочевавшую и в фильмы «Пираты Карибского моря», придумал Роберт Стивенсон.
Метка предвещала скорое низложение капитана — её получали Билли Бонс и Джон Сильвер.Настоящие корсары, недовольные капитаном, решали проблему более оперативно: они вполне могли застрелить предводителя во сне или отправить за борт — возможность мирного переизбрания не всегда была в чести.
МИФ 6:
Пиратский корабль— галеон под «Весёлым Роджером»
Художник: Виллем ван де Велде Младший
Красочные описания оснастки и парусов, резного штурвала и русалочьих барельефов встречаются почти в каждом пиратском романе.
В фильмах на такие детали редко обращают внимание, потому киноделы берут размером — и на экранах появляются гигантские галеоны. К тому же на небольшом корабле крупногабаритную операторскую технику разместить непросто.
Реальные пираты для своих плаваний предпочитали манёвренные шхуны и шлюпы — чтобы быстро появиться и быстро уйти с награбленным.
На вершине мачты обязательно развевался флаг — но не всегда каноничный «Весёлый Роджер». Изображения варьировались от песочных часов до руки с саблей. А на флаге Чёрной Бороды была изображена целая сцена: скелет, который в одной руке держал песочные часы как символ скоротечности времени, а другой сжимал копьё, готовый пронзить кровавое сердце.
МИФ 7:
Пираты были кровожадными головорезами
Художник: Говард Пайл
Много легенд ходит о пиратских пытках и казнях. Самая известная пиратская казнь, «прогулка по доске», хотя и известна с XVIII века, не пользовалась у пиратов большой популярностью.
Чаще пленников просто отправляли за борт на корм рыбам или пытали: заставляли бегать вокруг мачты до полного изнеможения или засовывали им между пальцев горящие свечи.
Но всё это делали только при крайней необходимости, если, конечно, капитан не отличался особой жестокостью.
В морских сражениях джентльмены удачи тоже участвовали неохотно, ограничиваясь предупредительным выстрелом и поднятием пиратского флага — испугавшись, противник обычно сдавался.
Пираты подходили к делу рационально: обстрел торгового судна мог уничтожить потенциальных союзников и ценный груз.
Поэтому они предпочитали бескровные методы: предлагали поделиться четвертью добычи и заодно приглашали вступить в свои ряды — чем обеспечивали себе репутацию благородных и справедливых бандитов.
Больше всего легенд связано с пиратом Эдвардом Титчем по прозвищу Чёрная Борода.
Несмотря на всемирную славу, его карьера морского разбойника была удивительно короткой — всего два года, с 1716 по 1718-й, — и не особо успешной.
Вопреки легендам, он не отличался кровожадностью и безумцем не был. Считается, что Эвард Титч поджигал себе бороду. На самом деле он просто прикреплял к шляпе зажжённые фитили для мушкетов.Говорят, у Чёрной Бороды было 14 жён. Отчасти это правда — на палубе «Мести королевы Анны» не раз проходили псевдобракосочетания. Но Мэри Ормонд была единственной его «настоящей» супругой — молодых обвенчали под покровительством самого губернатора Северной Каролины.
Смерть Чёрной Бороды тоже приукрашена: по легендам, его тело трижды проплыло вокруг корабля, чего, однако, не было сказано в отчёте лейтенанта Мэйнарда, лишившего пирата головы. Да и с трудом верится, что после пяти пулевых и пары десятков ножевых ранений человек может плавать.
МИФ 8:
Девиз пиратов— анархия и разбой
Художник: Говард Пайл
Драки, а в некоторых случаях азартные игры и даже спиртное на борту были запрещены.
Пираты были довольно гуманны для своего времени: нередко заботились о пленниках, а добычу делили по строгим правилам — всё это предписывал Кодекс поведения, действующий на корабле.
Да и на суше пираты тяготели к самоорганизации: археологи нашли следы небольших поселений на Мадагаскаре, Тортуге и Багамах — они не были пиратскими государствами, но гарантировали разбойникам защиту.
Много времени пираты проводили на суше, с семьями. Была от морских разбойников и польза: капитан Кидд помогал со строительством церкви Троицы в Нью-Йорке и даже заплатил за семейную скамью, а в города Северной Америки корсары поставляли золотые и серебряные монеты, а также экзотическую пищу и предметы роскоши, которые были в дефиците.
МИФ 9:
Эпоха пиратов закончилась
Eric L. Beauregard
Сегодня ущерб от пиратства оценивается в $13–16 миллиардов. Нынешние морские разбойники, как и их предшественники, грабят, похищают и калечат своих жертв.
Самые горячие точки — Индийский океан, Восточная Африка и Дальний Восток; писали и о паре случаев на цивилизованном Дунае. Вместо повязок на глазу теперь очки ночного видения, а вместо сабель и крюков — автоматы Калашникова и ракетные установки.
Существует даже пиратская биржа Сомали, где морские разбойники могут купить нужное снаряжение.
* * *
Всё, что мы знаем о пиратах, — плод фантазии Дефо, Стивенсона и Рэнсома. Придуманный ими образ вытеснил подлинную историю. Но кое-что роднило и настоящих, и вымышленных пиратов: любовь к морю и тяга к свободе. Правда, не стоит забывать, что эта тяга унесла немало жизней — и самих разбойников, и их жертв.
Пиран (Словения) , достопримечательности, отели |
Порторож и Пиран это как две стороны одной медали, один не мыслим без другого.
Если я написала, что главными достопримечательностями Порторожа являются отели и казино, то в Пиране как раз все наоборот, отелей много, но они не являются достопримечательностями сами по себе, потому что в Пиране и без отелей есть на что посмотреть. Я бы сказала, что Пиран это такая маленькая словенская Венеция.
Этот город, долгое время находившийся под управлением венецианских дожей, сохранил замечательные архитектурные шедевры, в том числе эпохи готики. Пиран — перекресток двух цивилизаций. Итальянский и словенский языки здесь абсолютно равноправны.
Название Пирана происходит от слова pyr — «огонь». На самом краю вдающегося в море полуострова еще в античные времена зажигались огни, служившие маяками кораблям, направляющимся к греческой колонии Аегида, нынешнему Коперу. До конца I тысячелетия Пиран видел иллирийцев и кельтов, римлян и готов, византийцев и славян, франков.
В 923 году город подписал торговый договор с Венецией, которая обязалась защищать Пиран от внешних врагов. Так начался долгий роман с великолепной Венецией. Пиран, всегда отличавшийся своей лояльностью (в отличие от Копера и Изолы), был обласкан дожами и получил множество привилегий. Самые красивые здания относятся именно к этой эпохе, к XIV веку.
Пиран со стен крепости
Окрестные солончаки являлись основным источником добычи соли для Венеции. Именно соль, так высоко ценившаяся в те времена, принесла городу процветание. Население росло и богатело, строились великолепные храмы и красивые частные дома.
Парковка в Пиране
Въезд в Пиран на автотранспорте запрещен, проезд охраняет полиция со шлагбаумом. В старом городе настолько узкие улицы, что по ним не возможно ездить на машинах.
Узкие улицы Пирана
Все наземные парковки предназначены для местных жителей. Для туристов отведены две многоуровневые парковки Garage Fornace и Garage Arze, мы приехали в Пиран часам к 12 и еле еле смогли найти себе свободное местечко на парковке, настолько Пиран популярен у туристов.
Стоимость парковки 1,7€ в час, но максимально 17€ в сутки, т.е. после 10 часов проведенных в Пиране можно уже не торопиться. Мы остановили машину на парковке Garage Fornace и проехали в центр Пирана на бесплатном автобусе, стоимость проезда уже включена в стоимость парковки. Автобус подъезжает прямо к площади Тартини.
Достопримечательности Пирана
Площадь Тартини самый центр старинного Пирана, дальше на мыс можно пройти только пешком. Джузеппе Тартини (1692-1770) был великим итальянским скрипачом и композитором, он родился в Пиране и его мемориальный дом квартира находится прямо на площади его имени. Большую часть своей жизни Джузеппе Тартини провел в итальянской Падуе.
На горке возвышается кампанила, построенная по образу и подобию венецианской, позже мы туда залезали. Рядом церковь Святого Юрия или Георгия, в разных источниках называют ее разными именами, летом 2016 года она была закрыта на реставрацию.
Любопытно, что в моих руках был путеводитель по Пирану от 2000 года издания и там тоже упоминалась реставрация церкви Святого Георгия.
За 16 лет так и не закончили с реставрацией? Хотя после ленинградской истории о реставрации Спаса на Крови подобный срок уже не кажется мне удивительным.
Каменные колонны для флагов относят между прочим к IX столетию.
Площадь Тартини, на столбах крылатые венецинские львы
До 1990 года большая часть площади была морской гаванью.
В результате предпринятой реконструкции большую часть гавани засыпали, остался только маленький, но очень живописный кусочек. От этой пристани отправляются экскурсионные паромы в Венецию.Паромы начинают свой маршрут в хорватском Умаге и поочередно собирают своих пассажиров во всех прибрежных городках.
Морская гавань у площади Тартини
Обратите внимание на ратуше опять крылатый венецианский лев. Перед памятником композитору стоит временная сцена в летний сезон на ней часто проходят концерты. В здании ратуши находится офис Туристической информации, там можно взять бесплатные карты города и прочую рекламную продукцию.
Памятник Тартини на фоне здания Ратуши
Особенно гордятся пиранцы венецианским зданием на площади Тартини. Считается что это лучший образец венецианской готики, построенный в середине XV столетия.
Когда-то с углового балкона пристально смотрела в море девушка, ожидая своего возлюбленного… Богатый венецианский купец, как рассказывает легенда, влюбился в красивую уроженку Пирана и в доказательство своей любви подарил ей этот дом. В те времена длинные языки многое болтали.
Поэтому влюбленные написали на фасаде: «Lassa pur dic», это означает: «Пусть говорят» и не смотря ни на что продолжали любить друг друга.
Дом по имени Венецианка на пл. Тартини, XV век
В доме Тартини до сих пор хранится скрипка великого музыканта.
Дом с красными плакатами — это дом Тартини
На этом месте мы покинули великолепную площадь Тартини и углубились в узенькие улочки древнего Пирана. Следуя по улице наверное Больничной мы подошли к двум старинным церквям Святого Франциска и Богоматери Снежной.
Церковь Святого Франциска начинает свою историю в 1380 году, но в XVIII-XIX веках ее сильно перестроили. Слева вход в церковь, справа в клуатр миноритского монастыря. Над входом флаги Италии и Словении.
Церковь Святого Франциска (1380)
В клуатре миноритского монастыря проводятся концерты в летнее время. Когда мы гуляли В клуатре репетировал пианист.
Клуатр миноритского монастыря
Церковь Святого Франциска оказалась единственной в Пиране, куда можно войти.
В остальные церкви войти нельзя, можно только взглянуть внутрь через решетку и просунуть объектив фотоаппарата сквозь прутья той же решетки.
В церкви Святого Франциска установлена гигантская раковина с Филипин весом 23, 5 кг. О XIV веке ничто в интерьере не напоминает, а крылатые львы и там присутствуют.
Гигантская раковина в церкви Святого Франциска, рука 12-летнего ребенка
Совсем рядом с церковью Святого Франциска находится маленькая церковь Богоматери Снежной, украшенную фреской благовещенье. Свод покрывает живопись в технике тромплей.
Убранство церкви Богоматери Снежной (1404 год)
На горке в самом основании полуострова стоит древняя крепостная стена с зубчиками (XV-век) , как у стен Московского Кремля. Сейчас на стену можно подняться всего за 2€, говорят на закате открывается просто волшебный вид на море и город.
Крепостная стена на вершине холма
Фотографию стены я как раз сделала с вершины колокольни или кампанилы, возведенной 1608 году. Подъем на колокольню стоит всего 1€.
Внутри совсем не крашенные, очень потёртые деревянные ступеньки, вдобавок еще и засиженные голубями. Все это вызывает ощущения какой-то призрачности происходящего.
Остается надеяться только на то что ступеньки меняли не более чем 20 лет назад, 400 лет они точно бы не продержались бы.
Я на кампаниле ПиранаЕщё венецианские окошки среди узеньких улочек Пирана
На самом краю мыса стоит Церковь Божьей Матери. Так же её называют церковью Климента, первое упоминание относится к XII веку, то что мы может увидеть сегодня уже больше относится к XIX веку. Неоготичеккая башенка это вообще маяк, церковь стоит на самом острие мыса, как раз самое место для маяка.
Церковь Божией Матери здоровья (Cerkev Marije Zdravja, Piran)
Внутри церковь Климента выглядит совсем заброшено, на дверях решетка, внутри запустение и голуби.
Церковь Климента внутри
Особенно удивляет растительность на самом мысу, кругом один асфальт камни, море в 50 метрах, как удается этому дереву выжить в таких условиях?
И на камнях растут деревья. Дерево граната у самого входа церкви Клемента
А вот такой цветок когда то рос у меня на подоконнике. Это Пассифлора или страстоцвет. Это вьющееся растение, дома цвело всего один день, а вот в Пиране таких цветов много, говорят что плоды некоторых сортов страстоцвета можно есть.
Пассифлора
Пляжи Пирана
Вот с пляжами в Пиране совсем все тяжело. Если бы в Пиране все было лучше с пляжами никто бы не захотел жить в отелях Порторожа.
Пляж Пирана в самом центре
Это и называется оборудованным пляжем в Пиране. Железобетонный помост и лестница в море — это и есть пляж. С маленькими детьми на таком пляже точно делать нечего.
Народ лежит в самом центре города
Люди ходят на дикие пляжи в окрестностях Пирана. Там на берегу сидят не многочисленные туристы, чтобы ходить по пляжу или купаться нужны специальные тапочки, босиком больно. Зато вода совсем прозрачная, песок обычно образует муть, а там его совсем нет.
Дикие пляжи в окрестностях Пирана
Музеи Пирана
Музеи в Пиране есть, не смотря на численность населения всего в 4000 человек, конечно это не Эрмитаж или оружейная палата Кремля, но для такого маленького городка наличие музеев уже само по себе достижение. Посетители в основном прибывают из отелей соседнего Порторожа. В пиранском аквариуме есть несколько бассейнов, в которых живет около 140 видов морских существ.
Аквариум Пирана
Музей мореходства имени Сергея Машеры находится во дворце Габриэли у моря. В нем можно познакомится с историей словенского мореходства, а так же с давней историей плавания на побережье.
Сергей Машера и Милан Спасич герои развалившейся Югославии.
Они взорвали свой эсминец вместе с собой 17 апреля 1941 года, после официального подписания капитуляции Югославии, потому что считали, что сдаваться не правильно.
Музей морского транспорта
Кроме музеев в городе работает дайвинг центр, его адепты прямо из моря выныривают на узкие улочки древнего города.
Дайверы на улицах Пирана.
Где поесть в Пиране
Кроме уже перечисленных достоинств в Пиране есть еще одно не менее интересное. В Пиране очень много аутентичных кафе, расположенных на набережных и улочках города. Самым знаменитыми считаются рестораны Павел и ресторан Павел 2.
Они находятся сразу за аквариумом Пирана на набережной, волшебный вид на закат гарантирован. Брать надо рыбные блюда, но не спагетти.
Кальмары нам очень понравились, а вот спагетти… Я бы такое и дома сделала… В Италии мы пробовали гораздо более достойные спагетти mare.
Кальмары на гриле (Grilled scampi)
Рыба и кальмары в Пиране прямо из моря попадают на кухню, ничего свежезамороженного. Сами несколько раз наблюдали удачливых рыбаков.
Отели Пирана
Пиран действительно самый красивый городок словенского побережья, пусть в нем нет современных отелей с бассейнами и СПА, насыпных песчаных пляжей, зато он сможет предложить вам пожить в здании, которому около 400 лет, прогуляться по старинным улочкам, усладить свой взор красотами венецианской архитектуры и красивейшими закатами.
Отели Пирана гораздо более бюджетные, чем отели Порторожа. Если вы путешествуете без машины и вас не интересуют песчаные пляжи, то Пиран в качестве базы для отдыха у моря более предпочтителен. Все экскурсии доступные из Порторожа доступны и из Пирана, между этими городками всего 3,5 км.
В следующей статье я расскажу вам про Изолу. Это еще один маленький прибрежный городок Словении. В плане архитектуры он менее интересен, чем Пиран, зато в нем есть очень не плохой мелкогалечный пляж.