ФАЯНС

Фарфор и фаянс: такие разные грани керамики. Чем отличаются и как выбрать

ФАЯНС
Чем отличается керамика от фарфора и фаянса
Изделия из фарфора, фаянса и керамики
Больше керамики, хорошей и разной!
Фаянс или фарфор — что лучше купить

Гончарное искусство – одно из самых древних ремесел на Земле.

С момента зарождения и по сей день изделия из глины используются повседневно практически повсюду: в быту, технике, строительстве, на транспорте и многих других сферах жизни. С развитием прогресса ассортимент товаров и материал их изготовления существенно расширился.

Фарфор, фаянс, майолика… Несведущему человеку легко запутаться. Как же отличить их друг от друга и что выбрать?

Чем отличается керамика от фарфора и фаянса

Ответить на вопрос об отличии фаянса от фарфора или керамики нам поможет короткий экскурс в историю появления этих материалов и их изготовления.

Немного истории

Если говорить простым языком, то керамика — это обожженная глина. Первые керамические предметы научились делать еще в глубокой древности, задолго до наступления нашей эры. Так, первые изделия из обожженной глины относят к 29-25 тысячелетиям до нашей эры.

С развитием этого направления в глину стали добавлять разнообразные неорганические вещества и минеральные добавки. Но лишь в начале нашей эры изобрели более совершенные материалы — фаянс и фарфор.

Они являются разновидностью керамики и отличаются друг от друга составом, условиями производства и характеристиками.

Производство фарфора, фаянса и керамики

Керамические изделия получают путем просеивания и смешивания глины с минеральными добавками и неорганическими соединениями, после чего обжигают при очень высоких температурах (до 1500 градусов Цельсия).

В зависимости от количества добавок и температуры обжига различают тонкую и грубую керамики. У тонкой керамики черепок мелкозернистый или стекловидный, а у грубой — крупнозернистый.

К числу первой относят фарфор, майолику, фаянс и другие виды, причем самыми популярными и дорогими из них считаются фаянс и фарфор. Грубая керамика — материалы, получаемые в процессе гончарного производства.

Фаянс и фарфор имеют схожее производство. Их изготавливают из одинаковых материалов, но взятых в разных пропорциях и обожженных в неодинаковых условиях.

На первом этапе готовят и обрабатывают сырье, просеивают и фильтруют его. После этого масса выдерживается в прохладном помещении и повторно обрабатывается.

На последующих этапах изделия формируют, сушат, обжигают в особых печах и украшают при помощи специальных красок и рельефного декора.

Фаянс — это материал, в составе которого примесей больше, чем глины, а температура обжига составляет 1000–1300 градусов. Он применяется чаще всего для бытовых целей (например, у каждого в доме есть фаянсовая посуда).

Фарфор содержит большее процентное соотношение глины и обжигается 2 раза — до нанесения глазури и после. При этом второй раз обжиг происходит при температуре около 1500 градусов.

Используется он помимо бытовых в декоративных и научно-исследовательских целях (например, в лабораториях).

Отличить фарфор или фаянс от керамики труда не составит. Фарфоровая и фаянсовая посуда выглядит тонко, изящно и красиво, а керамика кажется более грубой и менее искусной. Куда труднее отличить фарфор от фаянса. Назовем основные отличия:

  • фарфор, даже покрытый глазурью, просвечивает в солнечных лучах, в то время как фаянс плотен и свет не пропускает;
  • на нижней части фарфоровой статуэтки или чашки обязательно есть шероховатости вследствие того, что донышко не покрывают глазурью, тогда как поверхность фаянса полностью гладкая и не имеет неровностей;
  • если слегка ударить по изделию из фарфора, оно издает длинный высокий звук наподобие хрустального звона, фаянс же издает резкий треск, похожий на звук разбитого стекла или глухой звук;
  • фаянс имеет низкие теплопроводные свойства, поэтому ручка фаянсовой чашки с горячим чаем всегда будет оставаться холодной, в то время как фарфоровая емкость нагреется;
  • несмотря на то, что фарфор не имеет пор, он намного легче фаянса.

Изделия из фарфора, фаянса и керамики

Керамика оказалась столь практичным материалом, что предметы из разных ее видов весьма обширны. Рассмотрим основные их группы из области декоративно-прикладного искусства.

За изделиями из фарфора скрывается многовековая история от героического изобретения рецептуры до открытия тончайших форм и чистейших красок для росписи.

Благодаря труду талантливых мастеров со всего мира на свет родилась в первую очередь поражающая красотой и многообразием фарфоровая посуда.

Это роскошные столовые сервизы для царского стола, изысканные чайные наборы и кофейные пары, завораживающие тонкостью рисунка тарелки, кувшины и многое другое.

Вторая группа изделий из фарфора представлена предметами интерьера. Это разнообразные вазы, вазоны, мебель, люстры, иконостасы и прочее. Это статуэтки и фарфоровые пласты.

Статуэтки пользовались успехом во все времена, ведь фарфористам в этом направлении удалось достичь небывалого мастерства. Разглядывая статуэтки, мы вместе с авторами переживаем бодрость молочника, начинающего новый день, радость резвящихся животных, любуемся красотой фарфоровых принцесс или размышляем о жизни при виде жанровых сцен.

Фарфоровые пласты представляют собой живописные картины, панно или вставки, которые никогда не выцветают и не растрескиваются. Яркие и искусно выполненные фарфоровые картины увековечат событие или станут дорогим подарком ценителю живописи.

Третья группа — это предметы быта. Это чернильницы, пресс-папки для бумаг, ножи для разрезания и другие письменные приборы, которые не только украсят помещение, но и принесут пользу в быту.

Изделия из фаянса также весьма разнообразны. Это и многочисленная фаянсовая посуда, и изящные статуэтки, и предметы для быта. Стоят они меньше, чем изделия из фарфора, но и прослужат много меньше фарфоровых собратьев. В уходе фаянс более привередлив (подробнее о свойствах фаянса далее).

Из керамики также делают вазы, кувшины, чайные пары, сахарницы и прочую посуду. Изделия из керамики более толстые и грубые и лучше всего подходят для изготовления крупной посуды или предметов быта.

Больше керамики, хорошей и разной!

Существует еще немало разновидностей керамики. Фаянс высшего сорта с наименьшим количеством примесей — это опак. Он белее традиционного фаянса и более прочен.

Широко известно во всем мире искусство майолики — шикарной росписи на декоративных изделиях и отделочной плитке.

Для лучшего распределения краски на поверхности используется высокопористая глина, обжигаемая при низких температурах, на которую наносится непрозрачная эмаль. Эта глина используется в качестве сырья и сама по себе не представляет ценности.

В отдельные виды керамики можно выделить так называемые твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор содержит больше каолина, иногда в него добавляется зола коровьих костей. Мягкий фарфор в действительности является таковым и более подвержен механическим повреждениям.

В целом же по сложности технологического процесса и стоимости виды керамики можно расположить в следующем порядке (от дешевых к дорогим): майолика — фаянс — опак — фарфор.

Фаянс или фарфор — что лучше купить

При выборе посуды неизменно возникает вопрос, отдать ли предпочтению фарфору или фаянсу. Ответить на него помогут характеристики этих материалов.

Преимущества фарфора таковы:

  • имеет превосходное качество, включая безупречную глазурованную поверхность;
  • устойчив к перепадам температур;
  • отличается утонченностью, разнообразием форм и великолепием декора;
  • выдерживает мытье в посудомоечной машине;
  • устойчив к агрессивным моющим средствам;
  • экологичен;
  • имеет низкую влагопоглощаемость (менее 0,2%);
  • срок службы регулярно используемых изделий превышает 50 лет.

Фаянс обладает такими характеристиками:

  • имеет хорошее качество;
  • из-за перепадов температур в нем могут появиться микротрещины, при попадании в них окрашивающих веществ (кофе, чая) остаются несмываемые следы;
  • изделия многообразны, изящны и красивы, но не отличаются такой белизной и тонкостью стенок, как у фарфора;
  • покрытие фаянса может пострадать от мытья в горячей воде и в посудомоечной машине;
  • имеет относительно невысокую влагопоглощаемость на уровне 9-12% (намного больше, чем у фарфора, что означает и больший риск появления трещин и сколов);
  • срок службы регулярно используемых изделий составляет около 20-25 лет;
  • стоит намного дешевле фарфора.

Как мы видим, фарфор превосходит фаянс по многим свойствам. Фарфоровая посуда более долговечна, практична и изящна, но и стоит она дороже. Однако последнее не относится к раритетным изделиям. Антикварный фаянс может стоить больше или наравне со старинным фарфором. Здесь многое зависит от редкости, возраста предмета, известности его автора и других моментов.

Приобрести антикварный фарфор, фаянс или керамику можно в нашей галерее. Мы собрали для вас коллекцию лучших заводов и мастеров прошлых веков.

Фарфор знаменитой фабрики Попова или Гарднера, царские сервизы ИФЗ, редкие изделия завода Батенина и многих других фарфоровых предприятий представлены в нашем каталоге.

Для заказа перейдите на страницу понравившегося товара и ознакомьтесь с условиями продажи.

Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otlichit-farfor-fayans/

Что такое фаянс и как его отличить от фарфора?

ФАЯНС

И фарфор, и фаянс начинают свой путь из-под земли. Основным их компонентом является глина. И тот, и другой материал считаются разновидностью керамики, причем каждый из которых делается по своей технологии, имея свои отличительные характеристики. Поэтому часто можно услышать вопрос: — Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора?

Исторический путь фаянсовой посуды

Разновидность керамики – фаянс уже по одному своему названию дает подсказку о месте своего происхождения. Это Италия, городок Фаэнца, где в XVI веке начали изготавливать предметы из фаянса.

Хотя археологические данные дают другую информацию. При раскопках первые фаянсовые черепки посуды были обнаружены в Китае и Древнем Египте, внешний вид которых указывал на то, что этот керамический материал появился в IV-V веках. Затем осколки фаянсовых предметов находили в Японии, Корее и Иране.

Россия

В России впервые стали изготавливать майолику (разновидность керамики), напоминающую фаянс, в XVII веке. Затем в XVIII веке гжельские и петербургские мануфактуры начали успешно делать фаянсовую посуду массового спроса.

Конаковский фаянс в России известен многим. Начало этому делу положил промышленник М.С. Кузнецов, выкупив фарфоровый завод в Конаково в 1870 году.

Воплощая свою главную идею, которая заключалась в доступности керамических изделий всем слоям населения, он наладил выпуск посуды из фаянса, причем достаточно успешно.

Фаянсовые предметы пользовались большим спросом у населения и массово выкупались. В то время они были всегда колоритно-яркими, к тому же дешевыми.

Ростовская область так же славилась изготовлением самобытной керамики. Сюда можно отнести семикаракорский фаянс. Этот промысел берет свое начало из вековых традиций гончарного ремесла станицы казаков — Семикаракорской.

Отличительной чертой семикаракорского фаянса является роспись, выполненная в виде букетно-растительного орнамента, в котором всегда присутствует крупный, центральный цветок. Сюжетные композиции из жизни казачьего Дона на этих изделиях индивидуальны и выразительны.

Белоснежный, расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами тоже известен и любим многими. Семикаракорский, художественный промысел работает и по сей день, радуя любителей своими произведениями на этом виде материала.

Фаянс, что это такое?

Сам состав фаянсового материала имеет те же компоненты, что и фарфор, только в другом соотношении. Эта базовая смесь состоит из каолина (белая, огнеупорная глина), кварца и полевого шпата. Разнообразный состав, в совокупности с другими элементами, делится на четыре типа фаянса:

  • твердый;
  • мягкий;
  • полевошпатный;
  • известковый тип.

Большое содержание глины и особенная технология обжига позволяет создавать фаянсовую посуду, имеющую свою техническую характеристику. Для ее изготовления чаще всего используют твердый тип фаянса. Этот материал имеет мелкопористую структуру, что, несомненно, улучшает его функциональные качества.

Посуда из фаянса со временем впитывает влагу и даже становится чуть больше своего первоначального объема (хотя на глаз это сложно увидеть). Это проводит к появлению мелких микротрещин на поверхности всей глазури в виде тонкой сетки-паутинки.

Такая особенность негативно сказывается на сроке службы предмета, так как его поверхность разрушается, образовывая большие трещины и сколы. По этой же причине могут начать «протекать» фаянсовые вазы или оставлять «мокрый» след кружки и чашки.

Пористость материала так же отрицательно отражается на эксплуатационных качествах изделий. Фаянсовую посуду не рекомендуют мыть в посудомоечной машине, ставить в микроволновую печь и подвергать сильным термошокам. Фаянс не выдерживает высоких температур и начинает разрушаться.

За что тогда так любят фаянсовую посуду? За яркость красок,«надежность» форм и дешевизну. Низкие температуры обжига фаянсовых изделий позволяют использовать более широкую палитру цвета при росписи. Часто предметы имеют яркую, сочную гамму в рисунках, что, безусловно, не может не нравиться. Хотя в настоящее время встречается много белого фаянса.

Еще фаянсовая посуда отличается массивностью и плавностью форм. Своей «статью» добротные супницы и увесистые селедочницы с салатниками выглядят более надежно, нежели тонкостенный фарфор. И эта особенность не бывает не замечена практичными хозяйками.

Стоит отметить, что производство фаянсовой посуды всегда обходится дешевле, нежели фарфоровой, при этом сохраняются все экологические свойства материала. Поэтому посуда из фаянса являлась и является продукцией массового спроса и значения.

Путь изготовления

Фаянсовая смесь в своем составе всегда содержит большое количество глины. Сам раствор изготавливается путем тщательного перемешивания ингредиентов с водой до получения однородной массы (шликера).

Изделия делаются методом заливки или формования — зависит от формы предмета.

Процесс заливки выглядит следующим образом: Шликер (фаянсовая смесь) заливается в специальные гипсовые формы, внутренняя часть которых имеет слепок изделия. Залитая смесь отстаивается в этих формах, примерно, сутки.

Затем слепок, который может состоять из нескольких частей, снимается и появляется готовое изделие. Оно пока хрупкое и всегда больше по размеру оригинала.

Метод формования происходит по-другому. Из смеси нарезают нужного размера заготовки. Затем эти части кладут в специальные формы и начинают быстро вращать в автоматическом режиме.

Вся фаянсовая смесь в процессе вращения равномерно распределяется по внутренним стенкам формы. Таким образом на свет «появляется» планируемое изделие.

Этим способом обычно изготавливаются объемные предметы: супницы, чашки, миски, вазы и прочее.

Все изделия обязательно проходят ручную доработку. Предметам выравнивают края, мокрыми губками затирают все стыки от заливки и формования, создавая идеально ровную поверхность.

Затем керамические изделия ставят в специальные стеллажи и закатывают в сушильную камеру, примерно, на сутки. При температуре 50 градусов вся лишняя влага из фаянсовой массы уходит. Подсохший материал приобретает белый цвет и становится меньше в объеме (правда, совсем немного).

Следующий этап – обжиг при температуре не выше 1200 градусов. Затем роспись — ручная или методом печати (деколь). После декорирования фаянсовые предметы полностью окунают в белую глазурь и снова помещают в печь для обжига при температуре не выше 1000 градусов.

После печи глазурь становится прозрачной и блестящей, что придает фаянсовой посуде дополнительную прочность и надежность. Краски после высокой температуры меняют свой цвет, становясь более яркими и сочными.

Фарфор и фаянс — отличия

Основные отличия фаянса от фарфора видны и слышны. Зная их, можно безошибочно определять при покупке, какая посуда перед нами — фаянсовая или фарфоровая.

Первое важное свойство фаянса — «свое» звучание. При постукивании деревянной палочкой фаянсовый предмет издает глухой звук. Фарфоровое же изделие всегда «ответит» мелодичным звоном.

Второе свойство — массивность форм и нечеткость рельефов, к тому же фаянсовая посуда всегда толстостенна. Все рельефы на поверхности имеют плавные линии без мелких, четких деталей. На просвет предметы непроницаемы, через их стенки невозможно увидеть свет.

Третье свойство — цвет фаянса никогда не бывает белым. Всегда можно наблюдать кремовые оттенки и даже небольшие вкрапления в структуре материала на изломе.

И если совсем коротко, то фаянсовые изделия имеют глухой звук, светло-кремовый цвет, массивность.

Основное

Подведем итоги: Что такое фаянс? Это вид керамики, в состав которой входит большое содержание белой глины. Фаянсовые изделия считаются экологически безопасными и часто имеют яркую роспись в декоре.

При постукивании издают глухой звук и отличаются своей толстостенной массивностью. Фаянсовые изделия не выносят больших перепадов температуры и срок их «жизни» бывает меньше, по сравнению с фарфоровыми предметами.

Причина – пористый материал, способный впитывать влагу.

Источник: https://posudapp.ru/farfor/chto-takoe-fayans

Характеристики и отличительные особенности фаянса

ФАЯНС

Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора? Этот вопрос на фоне распространенности фаянса достаточно часто возникает у непрофессионалов. Ведь действительно разобраться в посуде сложно, а верить продавцам «на слово» бывает опасно. Учитывая этот факт, стоит заметить, что большинство современной посуды — это и есть фаянс.

История возникновения

Изделия из фаянса существовали еще во времена Древнего Египта и Месопотамии. Такая посуда немного отличалась от привычной, а причиной всему был состав. Компоненты, которые в древности использовали для изготовления посуды, были весьма примитивными, да и сам процесс был далёк от совершенства.

Фаянсовый сервиз «Земляника»

Спустя несколько веков, в Италии появилась посуда, которая по своей сути и была фаянсом. Изделия из керамики получили характерное название в аналогии с городом, в черте которого и было открыто производство.

Многие годы ученые из Англии и Франции пытались разгадать загадку китайского фарфора. Они смешивали между собой различные ингредиенты, желая добиться прозрачности и легкости. Но труды лучших умов Европы ознаменовались тем, что в попытке угнаться за китайским чудом (а именно так и называли фарфор), мастера довели до совершенства производство фаянса.

В те времена фаянс называли мягким фарфором, стараясь всячески подчеркнуть сходство посуды с китайскими сервизами.

Фаянсовые изделия в России появились намного позже — примерно в XVIII веке. Долгое время Российская империя закупала фаянс в лучших мастерских Англии и Франции.

Позже на территории нашей страны появилась мастерская Гребенщикова. Фаянсовая посуда работы лучших мастеров отличалась высоким качеством.

Она имела определенное сходство с фарфором по причине того, что проходила обжиг при высоких температурах.

Но все же это был фаянс, а не фарфор. На стенки посуды наносились причудливые узоры и характерный орнамент. Большой популярностью пользовались и статуэтки из фаянса.

В мастерской Гребенщикова рисунок наносили на поверхность предмета, который еще не прошел обжиг. Такая посуда считалась фаянсом высокого качества и мало чем отличалась от фарфора. Стенки посуды были достаточно тонкими и равномерными, но при этом свет они все равно не пропускали. Причиной всему пористая структура материала — из-за нее фаянс не пропускает свет и впитывает влагу.

Фаянсовые изделия пережили многое, но в силу доступности и легкости производства такая посуда не была признана большевиками, пережитком буржуазии, в отличие от фарфоровых изделий. В то время как изделия из фарфора уничтожались коммунистами, производство фаянса было поставлено на поток.

Семикаракорский фаянс

А есть ли разница?

Что такое фаянс и фарфор и в чем их различия можно понять, изучив механизм производства посуды.

Различия:

  • керамика — это посуда из глины, которая не подверглась термическому обжигу;
  • фаянсовая посуда — это изделия, которые подвергались обжигу один раз и температура при этом была не столь высока, как при обжиге фарфора;
  • фарфор — изготавливают из белой глины, посуда проходит два этапа термической обработке при высоких температурах.

1) Как правило, керамику не покрывают эмалью, на ее поверхности могут находиться узоры, но нередко они наносятся на глазурь. Керамика имеет характерный цвет.

2) Фаянсовые изделия подвергают термической обработке один раз. На поверхность наносят глазурь или эмаль плотным слоем. Стенки таких чашек и кружек толстые, при постукивании по ним можно услышать глухой, низкий звук, что считается отличительной чертой фаянса.

Такие материал имеет пористую структуру, в результате чего его характеристики значительно уступают характеристикам фарфора.

Характеристики фаянса:

  1. Способен впитывать воду.
  2. С годами поверхность изделий покрывается мелкими трещинками.
  3. Плохо переносит высокие температуры.
  4. Стенки толстые и покрыты глазурью в несколько слоев.
  5. Подвергается обжигу один раз.
  6. Не пропускает свет.

Наличие пор в структуре приводит к тому, что со временем изделие способно покрыться сеткой мелкой травин (паутинкой).

Поскольку стенки посуды толстые, их покрывают несколькими слоями глазури. Это делают для того, чтобы скрыть неровности.

Посуду подвергают обжигу один раз. Фаянс ставят в печь, глазурь наносят уже позже, в результате чего на донышке глазурь присутствует. Но даже если предприимчивые продавцы прошлись по ободу наждачкой, то можно заметить пористую структуру материала, из которого изготовлена посуда.

Одной из главных и основных особенностей фаянса считается то, что он не пропускает свет, в отличие от фарфора. Проверить это легко, стоит поднести кружку или чашку к солнцу.

Учитывая все минусы и плюсы, стоит отметить, что посуду из фаянса используют в кафе и ресторанах быстрого питания. А более дорогая посуда из фарфора используется в престижных отелях и ресторанах. Причиной не только престиж и стоимость, но и то, что фарфор считается более гигиеничным по своим свойствам.

Фаянсовая посуда плохо переносит перепады температур. По этой причине ухаживать за ней стоит особым образом. Необходимо мыть изделия в теплой воде, ополаскивать в холодной. Избегать контакта с горячей водой, и беречь от перепада температур. В противном случае посуда быстро придет в негодность, покроется трещинами, а глазурь с нее облезет.

3) Фарфоровый сервиз распознать несложно. Стенки его тонкие и прозрачные, структура материала плотная. При постукивании по стенкам чашек можно услышать звонкий, громкий звук. Фарфор обжигают при высоких температурах, при этом делают это дважды: один раз до нанесения глазури на поверхность изделия, а другой раз — после нанесения глазури на изделие.

Характеристик фарфора:

  1. Статуэтки, чашки и тарелки из этого материала легкие и прочные.
  2. Стенки посуды тонкие и прозрачные.
  3. Поверхность тарелок и чашек ровная (можно проверить при помощи луча солнца).
  4. Имеет ободок на донышке без глазури.
  5. На изломе поверхность гладкая и плотная.
  6. Хорошо переносит высокие температуры.
  7. Не впитывает воду.

Учитывая все характеристики посуды из фарфора, стоит отметить, что она всегда имеет белый цвет. В материал не добавляют красителей, поскольку красители могут изменить характеристики посуды сделать ее более хрупкой.

Еще один факт — это отсутствие глазури на ободке. Поскольку изделие подвергается обжигу дважды, глазурь не наносят на дно посуды: причина в том, что глазурь может расплавиться.

Поскольку структура фарфора плотная, он легче, чем фаянс, структура которого пористая.

Из чего производят?

Из чего производят фаянс:

  • массу делают из глины;
  • в смесь добавляют кварц, кремний, известь, полевой шпат.

В зависимости от материалов, которые входят в состав массы, различают несколько разновидностей фаянса. Компоненты, которые входят в состав массы, влияют на хрупкость, прочность, водопроницаемость и другие характеристики посуды и статуэток.

Также от состава массы зависит температура, при которой она будет обжигаться, чем выше температура, тем лучше качество изделий.

Чашки и тарелки из фаянса не стоит ставить на горячую печь и тем более разорвать в них пищу. Тарелка просто лопнет в процессе подогревания пищи.

По причине того, что фаянсовая посуда имеет схожую форму, ее легко хранить. Тарелки составляют в стопки, размещают на кухне, экономя тем самым пространство.

Из чего делают фарфор:

  1. Содержит каолин (в процентном соотношении от 47 до 63).
  2. Неорганические соединения.
  3. Минеральные добавки.
  4. Кварц.
  5. Полевой шпат.
  6. Пластичная и белая глина.

Материал отличается низким весом, прозрачностью и стойкостью к высоким температурам. Можно мыть тарелки и чашки в горячей воде, ополаскивать холодной. При этом посуда не потеряет свой блеск и цвет.

Масса для изготовления посуды белая, плотная, ее относят к непористой керамике. Особого ухода такие изделия не требуют — их моют при помощи химических средств, обтирают и высушивают.

Посуда хорошо переносит высокие температуры и не портиться на протяжении долгого времени.

Правила покупки

Есть несколько фирм, которые занимаются производством посуды из фаянса. Их продукция отличается высоким качеством. Естественно, что приобрести такую посуду на рынке или в супермаркете практически невозможно, но есть фирменные магазины, которые занимаются продажей фаянса из Франции и Германии.

Если тарелки и чашки нужны для повседневного обихода, а не для праздника, то фаянс — это идеальное решение проблемы. В силу невысокой стоимости приобрести тарелки и чашки можно по доступной цене.

Выбирая изделие, стоит обратить внимание на его качество — от сомнительной покупки стоит отказаться, поскольку в составе материала могут находиться токсичные краски. Токсины способны проникнуть в организм человека и вызвать тяжелое отравление.

Фаянс — это пористая керамика, которая пользуется спросом. При этом потребность в посуде постоянно растет. Сегодня на рынке можно найти большое количество фаянса, который отличается высоким качеством.

Спрос на такие изделия велик, поскольку они отличаются высоким качеством. По стоимости фаянс уступает фарфору, но некоторые изделия можно смело приравнять к произведениям искусства.

Они легко украсят любой стол и станут прекрасным дополнением вкусных блюд.

Источник: https://DedPodaril.com/interesno/chto-takoe-fayans.html

Фаянс — это что такое? Чем отличается фарфор от фаянса?

ФАЯНС

Человечество еще с древних времен использовало фаянс для изготовления тарелок и чашек. А в современном мире керамическая посуда считается практически незаменимой. Хотя стиль изделий, технология их производства постоянно меняются, но сам материал остается неизменным. Что такое фаянс, и какими особенностями он обладает – попробуем разобраться в этой статье.

Что являет собой фаянс

Фаянс – это материал, из которого изготовляют посуду, предметы интерьера, архитектурные элементы и т. д. Он характеризуется хрупкостью, плотностью и мелкой пористостью. Название этого материала походит от итальянского города Фаэнца, который славился производством керамических изделий.

Фаянс в основном используют для производства посуды, сувениров и разных керамических подарков.

Статуэтки такого типа отличаются от фарфоровых яркостью и насыщенностью цветов и смотрятся очень сказочно.

Что касается столовых принадлежностей, посуда из фаянса чаще всего изготовляется простой формы и выглядит обычно. Она идеально подходит для повседневного приема пищи с простой сервировкой стола.

Разновидности фаянса

В зависимости от состава и количества примесей различают несколько видов фаянса:

  1. Известковый фаянс – кроме кварца и белой глины в состав входят мел и доломит. Благодаря этим добавкам изделия изготовляются намного проще и быстрее.
  2. Мягкий фаянс – к традиционному составу добавляются разные плавни – вещества, которые при термальной обработке образуют легкоплавкие соединения.
  3. Полевошпатный фаянс – он содержит определенное количество полевых шпатов (породообразующих минералов).
  4. Твердый фаянс – это наиболее прочный материал. Такие изделия отличаются высокими механическими характеристиками. Обжог твердого фаянса проходит при очень высокой температуре.

Человечество знало, что такое фаянс, еще 4 тыс. лет до н. э. Состав первой керамики немного отличался от производимой в наши дни. В Месопотамии и Египте фаянсовые изделия изготавливали из кварцевой гальки с примесями соды, известняка, медной и железной руды.

Намного позже фаянс появился в Старом Свете. Сначала его выпускали под названием майолика в некоторых городах Италии. Затем фаянсовые изделия высокого качества производили во Франции, в городе Сен-Порше.

На Руси фаянс получил известность в XVIII веке. В Москве работали целые фабрики по производству керамических изделий. Фаянсовая посуда расходилась среди населения большими темпами и пользовалась невероятной популярностью. Изделия разных фабрик отличались между собой.

Так, мастера мануфактуры Гребенщикова расписывали посуду по сырой эмали. Фаянс Товарищества Кузнецова отличался разноцветными глазурными покрытиями, объемными рельефами или печатными рисунками.

Фабрика Гжель производила изделия преимущественно синего цвета, а также с золотой росписью.

Большое развитие в производстве фаянсовых изделий совершил М. С. Кузнецов, который выкупил в 1870 году фарфоровый завод в городе Конаково. Он выпускал преимущественно фаянсовую посуду с ручной росписью или с печатными рисунками.

Примерно через 20 лет Кузнецов начал производить посуду из полуфаянса, фарфора и керамики. С середины 20-х гг. XX века завод начал привлекать к работе лучших художников и мастеров росписи для создания красивых рисунков на посуде и творения анималистических скульптур.

Их произведения пользовались спросом, что, в свою очередь, способствовало расширению производства.

Со временем художники сумели создать определенный стиль своим изделиям: органичные по форме фаянсовые предметы играли жизнерадостной яркой росписью и потечной глазурью. Конаковский фаянс экспортировали во многие страны. Некоторые изделия благополучно сохранились и до наших дней.

Семикаракорская керамика

Семикаракорский фаянс – яркое художественное явление Донской земли. Ростовская область занималась изготовлением керамики еще с древних времен. Многие археологические находки свидетельствуют о существовании кустарных гончарных мастерских в Семикаракорске еще с дохристианских времен.

Художественный стиль семикаракорского фаянса отличается оригинальной росписью, букетно-растительными орнаментами, природными сюжетами, историческими мотивами. Мастера в своих рисунках сумели передать всю красоту и могущество своего края, донские традиции, дух казачества.

Благодаря высокому уровню художественного мастерства семикаракорский фаянс во всем мире считают произведениями искусства.

Виды фаянсовых изделий

В наши дни практически везде используется фаянс. Это связано не только с его дешевизной, но и с простотой изготовления таких изделий.

Наиболее часто из фаянса производят посуду: салатники, тарелки под закуски и для вторых блюд, глубокие миски, селедочницы, подставки под хлеб и кондитерские изделия, соусники, бульонные вазы и супницы, чашки для горячих напитков, молочники, кружки, солонки и сахарницы.

Нередко в наши дни в магазинах можно увидеть большой ассортимент архитектурных элементов из фаянса, облицовочную плитку, унитазы. Такие предметы интерьера свидетельствуют не только о хорошем вкусе владельца, но и о его финансовом благополучии.

Как делают фаянсовую посуду

Для создания фаянса обязательно используют два компонента: кварц и огнеупорную белую глину. Процесс изготовления керамического изделия начинается с обработки последней. Так, проводят несколько раз обжигание глиняной массы при температуре 1050 ºС, во время этого она должна поменять цвет.

Затем при температуре 950 ºС наносится цветная или прозрачная глазурь. На завершающей стадии делается повторный обжиг. В результате такого воздействия фаянсовая масса остается пористой и пригодной для украшения рисунками.

Если фаянс обжигать при низких температурах, он будет лучше сохранять интенсивные подглазурные краски.

Таким образом, материал проходит много этапов обработки, пока получится готовый фаянс. Фото процесса изготовления тарелки иллюстрирует тонкость этого процесса.

Фаянсовая сантехника

В последнее время все большей популярностью пользуется сантехника из фаянса. Ее производство происходит по другой технологии, чем изготовление посуды или статуэток.

Для создания высокой прочности материала изделия покрывают специальной глазурью.

При правильной и бережной эксплуатации фаянсовая сантехника способна прослужить достаточно долго, при этом она будет выглядеть так же, как и во время покупки.

Как отличить фаянс от фарфора

Многие не знают, чем отличается фарфор от фаянса, и часто путаются, хотя между ними существует определенная разница. Фаянсовые изделия характеризуются низкой степенью белизны, большей толщиной стенок и меньшей прочностью. Готовые предметы отличаются плавными формами.

Фаянсовая посуда по сравнению с фарфором неспособна долго сохранять тепло. Кроме того, такие изделия не выдерживают высокие температуры. Если посуду помыть в горячей воде, она может потрескаться.

Поэтому во многих случаях более практично использовать столовые принадлежности из фарфора.

Чтобы хорошо разобраться, чем отличается фарфор от фаянса, можно провести сравнение изделий из этих материалов. Первое и важное отличие – звонкость предмета. Надо легко постучать по краю тарелки. Фарфоровое изделие издаст длительный и отчетливый гул. В то же время фаянс прозвенит глухим звуком.

Также определить фаянс можно и по внешним признакам. Посуда из этой керамики совсем не пропускает свет. Это объясняется тем, что изделия обжигаются при сравнительно низкой температуре. Весомым отличием является гладкая нижняя поверхность посуды. Иногда можно заметить небольшие впадины, которые образовались при обжиге. Для сравнения, низ фарфора всегда шероховатый.

Обладателям фаянсовой посуды следует более бережливо к ней относиться и следить за ее состоянием. При появлении трещин использовать такие изделия нежелательно, поскольку болезнетворные бактерии проникают в поры фаянса и могут провоцировать развитие разных заболеваний.

Как ухаживать за фаянсом

Как и любая посуда, фаянсовые изделия требуют определенного ухода. Учитывая все свойства этого материала, очень важно придерживаться правил эксплуатации, чтобы продлить срок службы фаянса.

Самое главное правило – мыть изделия из фаянса можно только в теплой воде, а ополаскивать в холодной. В случае применения горячей воды на посуде образуются маленькие трещинки, и нарушается структура материала.

Моющие средства, особенно порошки, лучше не использовать. Для осветления потемневшей фаянсовой посуды можно применять раствор питьевой соды или соли с уксусом в соотношении 1:1. Особенно аккуратно следует ухаживать за изделиями с позолотой. Дело в том, что рисунки, которыми украшены фаянсовые изделия, покрыты глазурью.

Поэтому после многократного мытья сохраняются в первозданном виде. Что касается позолоты – она наносится по глазури и постепенно стирается от регулярного использования. Поэтому места, украшенные золотой краской, нельзя сильно тереть, лучше воспользоваться мягкой тканью или губкой.

Удалять пятна с фаянсовых изделий можно с помощью тряпочки, смоченной в небольшом количестве нашатырного спирта.

Несмотря на преимущества фарфора, люди все равно продолжают покупать фаянс. Это стимулирует керамических производителей изготавливать новые изделия для самых разнообразных целей.

Источник: http://fb.ru/article/169944/fayans---eto-chto-takoe-chem-otlichaetsya-farfor-ot-fayansa

Фарфор и фаянс: различия и сходство

ФАЯНС

Фаянс и фарфор – родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд.

Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко.

Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и полевого шпата. Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью. На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету.

Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании.

Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок мела и доломита.

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам. Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции. Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке.

Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия. Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия).

Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей каолина, подстегнуло рост качества фаянса.

Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс…

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения. Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание.

Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства.

Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома. Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов.

Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора. При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок.

Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы…

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

  • фарфор белее, фаянс темнее;
  • фарфор звонче, фаянс глуше;
  • фарфор просвечивает, фаянс светонепроницаем;
  • фарфор прочен, фаянс хрупок.

Технологические параметры:

  • фарфор плотен, фаянс порист;
  • сплавлен в монолитную массу, в структуре фаянса наблюдается спеченные зерна;
  • фарфор покрыт тонкой глазурью, глазурь фаянса толще и не всегда равномерна;
  • фарфор посудных изделий имеет неглазурованный ободок на донце. Фаянсовая посуда чаще всего покрыта глазурью всплошную.

Художественные особенности:

  • фарфоровые статуэтки красивы проработанными деталями и поражают тонкостью пластики. Фаянсовые предметы менее затейливы по форме;
  • цветовая гамма фаянсовых изделий богата красками благодаря росписи поверх глазури. Художественный фарфор обычно не столь цветист;
  • фарфор не стареет. Фаянсовые изделия с годами покрываются сеткой мелких трещин (кракелюр) – что нисколько не влияет на ценность антикварного фаянса.

Ценовые качества:

  • фарфор серийного производства дороже массового фаянса;
  • фарфоровый антиквариат не обязательно дороже раритетного фаянса.

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.
Урановое стекло Костяной фарфор

Все камни

Источник: https://finesell.ru/polezno-znat/farfor-fajans-razlichija.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть