КОТЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
Топливо для котельных: особенности, виды, характеристики и требования
Для отопления жилых домов и производственных помещений, а также для подачи в них горячей воды обычно используются особые установки — котлы. Работать оборудование этого типа может на разных видах топлива.
Причем характеристики последнего должны соответствовать определенным нормативам. Неправильный подбор топлива для котельной может привести к поломке водонагревательного оборудования.
Снижается в этом случае и КПД котла.
Виды топлива
Работать установки, предназначенные для нагревания воды, могут на:
- газу;
- жидком топливе;
- электричестве;
- твердом топливе.
Чаще всего для отопления зданий и подачи горячей воды используются газовые или электрические котлы. Жидкостные установки обычно применяются только в отдаленных местностях — там, где нет магистралей, подающих «голубое топливо». Дровяное, пеллетное и угольное оборудование используется там, где нет даже ЛЭП.
Наиболее популярной разновидностью топлива для котельной является газ. Обходится монтаж работающего на нем водонагревательного оборудования довольно-таки дорого. Установка электрического котла стоит по крайней мере намного дешевле. Однако значительные затраты при монтаже в последующем окупаются за счет дешевизны газа. Электричество, как известно, у нас в стране очень дорогое.
Эксплуатация твердотопливных и жидкостных котлов обычно обходится даже дешевле, чем газовых. Однако подобное оборудование, к сожалению, не слишком удобно в использовании. Да и само топливо в данном случае требует создания особых условий хранения и зачастую занимает много места.
Газ для нагревателей
Именно этот вид топлива, как уже упоминалось, используется для котлов чаще всего.
Согласно нормативам, для нагревательных установок допускается применять любые виды газа — как сжиженный, так и магистральный.
Однако в первом случае для обогрева жилых домов и производственных помещений должны использоваться котлы исключительно особой конструкции, предназначенные для работы в комплексе с баллонами или газгольдером.
Сжиженный газ применяется обычно для отопления только частных домов. Но иногда этот вид топлива для котельных используется и, к примеру, в общепоселковых коммуникациях.
Правила установки котлов, работающих на «голубом топливе»
Подключать к магистрали или газгольдеру оборудование этого типа разрешается только лицензированным специалистам. За самостоятельную врезку владельцу загородного дома или руководителю предприятия грозит серьезный штраф. Ведь газ — топливо, как известно, взрывоопасное. И неправильное подключение в дальнейшем может легко привести к трагедии.
Предъявляются особые требования и к тому помещению, в котором будет располагаться собственно сам газовый котел. Подобное оборудование нельзя устанавливать в комнатах общим объемом менее 7,5-15 м3, в зависимости от мощности.
При этом помещение обязательно должно вентилироваться. Наличие глухих окон в комнате не допускается.Также нельзя монтировать газовый котел в помещении в том случае, если общая тепловая мощность всех установленных в нем приборов превышает 150 кВт.
Подача газа: нормативы
В зависимости от типа проходящей рядом магистрали прокладка труб подачи «голубого топлива» для котельных установок в доме может производиться надземным или подземным методом. В первом случае должны быть соблюдены такие нормативы:
- элементы газопровода не должны соприкасаться с частями зданий и сооружений, изготовленными из горючих материалов;
- перекосов труб не допускается;
- вертикальные элементы газопровода должны располагаться строго вертикально;
- горизонтальные элементы укладываются под уклоном в 2-5 мм в сторону подключаемого здания.
При прокладке магистрали для подачи топлива в котельную под землей должны соблюдаться такие требования:
- трубы для транспортировки жидкого газа располагают ниже уровня промерзания грунта;
- при вводе в здание глубина может уменьшаться до 0,8-1,2 м;
- прокладка газопровода должна вестись с уклоном не менее 1,5 мм на метр;
- трубы с жидким газом прокладываются под фундаментом, с обычным — над ним, через стену;
- для разного рода разъемных соединений газопровода предусматриваются колодцы.
Жидкое котельное топливо: требования
Котлы, используемые для отопления жилых домов или же производственных помещений, расположенных в отдаленных местностях, часто работают на солярке. К дизельному топливу для нагревательного оборудования предъявляются особые требования. При выборе солярки для котла следует обращать внимание, прежде всего, на такие ее характеристики, как:
- цетановое число;
- плотность и вязкость;
- фракционный состав.
Цетановое число определяет такие важные показатели, как:
- время воспламенения топлива для котельных;
- полнота сгорания солярки;
- уровень вредных выбросов.
В конечном итоге именно цетановое число солярки влияет на эффективность работы водонагревательного оборудования. Оптимальным показателем ЦЧ для котлов считается 40-45 единиц.
Требования к хранению
Солярка, как и газ, — котельное топливо для котлов, опасное в плане возгорания и взрывов. Поэтому хранить ее следует правильно. В частном доме отдельное помещение для солярки обычно обустраивать не требуется. Однако если объем хранимого дизельного топлива превышает 5 тыс. литров, построить для него склад все же придется.
Можно хранить солярку в случае необходимости даже в жилых помещениях. Однако при этом ее общий объем не должен превышать 40 литров.
В специально оборудованном под солярку помещении:
- нельзя выполнять скрытый монтаж коммуникаций, трубопроводов и проводов;
- следует разместить знаки, запрещающие пользоваться открытым огнем.
Само помещение для солярки должно быть возведено из негорючих материалов. Двери в данном случае также используются особой конструкции.
Предприятия, находящиеся в отдаленных местностях, к примеру на Крайнем Севере, часто закупают и особый вид оборудования — блочно-модульные котельные на жидком топливе. В таких комплексах помещения для хранения солярки могут предусматриваться изначально.
Объем необходимой для бесперебойного функционирования котла солярки зависит, прежде всего, от мощности последнего. Расход топлива для котельной (жидкого) рассчитывается по довольно-таки простой схеме. На 10 кВт мощности котла требуется обычно 1 кг солярки в час.
Уголь для котлов
Твердотопливное нагревательное оборудование является, безусловно, самым экономичным, но при этом и наименее удобным в использовании. Чаще всего такие котлы, наподобие печей, функционируют на угле. В данном случае, как и при использовании солярки, к выбору топлива следует подойти внимательно.
Отвечает за подачу твердого топлива в котельной оператор-кочегар. От качества загружаемого им угля зависит в первую очередь КПД водонагревательного оборудования. Чем более ответственно сотрудники котельной подойду к выбору этого вида твердого топлива, тем дольше прослужит установка.
Любой уголь состоит из углерода и негорючих примесей. Последние после сжигания образуют золу и шлак. Соотношение между примесями и углеродом определяет сорт угля. Этот показатель в разных видах топлива может варьироваться в довольно-таки больших пределах. К примеру, содержания углерода в лингите очень мало. Поэтому для котлов этот вид топлив никогда не используется.
Образует просто огромное количество золы и шлака и бурый уголь. В принципе, применять его для котлов можно. Однако делать это крайне не рекомендуется.
Каменный уголь образует мало золы, отличается невысоким процентом влажности и имеет достаточно плотную структуру. Теплотворная способность его равна 5500 ккал/кг. углерода в нем составляет 75%. Именно эта разновидность твердого котельного топлива для котлов подходит лучше всего.
Дрова для водонагревателей
Эту разновидность топлива используют для обеспечения работы котлов достаточно редко. Но все же иногда в частных домах или даже на предприятиях можно видеть отопительное оборудование, функционирующее именно на дровах.
Преимуществом этого вида топлива является, прежде всего, относительная дешевизна. Однако пользоваться котлом при применении дров бывает обычно очень неудобно. Машинист котельной твердое топливо этой разновидности подкидывать в топку должен 2-3 раза в день.
Такую же особенность имеет эксплуатация водонагревателя на дровах и в частном доме.
Каких-либо особых требований к поленьям при их использовании для котлов, конечно же, не предъявляется. Единственное — этот вид топлива для котельных должен быть достаточно сухим.Хранить дрова следует под навесом или в особом небольшом отдельном помещении — дровнике. Традиционно для котлов, как и для печей, используются поленья лиственных пород. Хвойные при сгорании оставляют много золы и нагара из-за смолы.
Лучше всего для твердотопливного котла подходят березовые дрова.
Пеллеты
Этот вид топлива обычно используется в котлах длительного горения. Подобное оборудование имеет особую конструкцию, обеспечивающую практически полное сгорание пеллет, без образования даже золы.
Иногда за подачу горючих гранул отвечает кочегар котельной на твердом топливе. Но в некоторых случаях в подобных установках может использоваться автоматическая загрузка.
Такие системы делают оборудование гораздо более удобным в эксплуатации.
Также в последнее время очень популярными стали современные, комфортные в применении модульные котельные на твердом топливе. Использование для их работы пеллет также является решением практически идеальным.
Типы пеллет
Видов подобного топлива на современном рынке существует несколько. Индустриальные пеллеты имеют серо-коричневый цвет и отличаются высоким процентом зольности. Такое топливо подходит в основном только для промышленных котлов. Использование его в бытовых водонагревательных установках может привести к поломке последних.
Агропеллеты получают из отходов сельскохозяйственных культур. Процент их зольности также достаточно высок. Используют такое топливо обычно лишь на больших ТЭС.
Белые пеллеты изготавливают из окоренной древесины. Процент их зольности составляет всего 0,5%. Цвет такие пеллеты имеют светло-желтый. Стоят они достаточно дорого. Однако именно белые пеллеты обычно используются в бытовых твердотопливных котлах.
Электрическое водонагревательное оборудование
Основным преимуществом подобных котлов, как уже упоминалось, является простота в установке. Да и стоит водонагревательное оборудование этого типа намного дешевле газового или даже твердотопливного.
Бытовые электрические котлы работают обычно от сети с напряжением 220 В. Последнее при этом не должно «скакать».
Если в той местности, где используется котел, наблюдаются перепады напряжения либо оно повышено или понижено, дополнительно следует применять стабилизаторы.
Жидкотопливные котельные
Относительно используемого вида топлива наиболее распространенными являются котельные на природном газе, но наряду с ними популярны и котельные работающие на жидком топливе. Это обусловлено тем, что довольно часто встречаются объекты, находящиеся на большом удалении от магистральных газопроводов.
В большинстве случаев котельные на жидком топливе применяют для организации отопления в зданиях промышленного, коммерческого назначения и в домах. Реже с их помощью получают пар для производственных нужд.
Могут изготавливаться:
- дизельные котельные;
- котельные на мазуте;
- котельные на отработанном масле;
- котельные на нефти.
Жидкотопливная котельная не имеет особых отличий от работающих на газу или твердом топливе. Основными особенностями является тип горелочных устройств и наличие емкости для топлива.
Технические особенности котельных на жидком топливе относительно расположения топливного хранилища
Рис. 1 Наземное хранилище жидкого топлива Рис. 2 Подземное хранилище жидкого топлива
1 -Горелка; 2 — Котел; 3 — Панель управления; 4 — Термореле; 5 — Подключение к системе контроля температуры помещения; 6 — Дроссельная заслонка; 7 — Регулятор тяги; 8 — Фильтр; 9 — Запорный клапан; 10 — Датчик уровня топлива; 11 — Подводящий трубопровод; 12 — Возвратный трубопровод; 13 — Резервуар для хранения топлива; 14 — Клапан для подачи топлива; 15 — Датчик верхней границы наполнения резервуара; 16 — Линейка для измерения уровня топлива; 17 — Наливной трубопровод; 18 — Вентиляционная труба.
Схема основных элементов жидкотопливной горелки
Запас топлива для жидкотопливной (дизельной) котельной рассчитывается согласно технологической карте, предварительный расчет можно произвести онлайн у нас на сайте с помощью специального калькулятора.
Для бесперебойной работы таких котельных необходим постоянный запас топлива, периодически пополняемый с помощью подвоза.
Топливохранилище объемом от 10 м³ (чаще всего) и более согласно СНиП должно размещаться в отдельном помещении, в нем же располагается накопительный бак, служащий промежуточной точкой перед подачей топлива в котел.
Топливные емкости могут располагаться как на поверхности, так и зарываться в грунт. Место хранения топлива должно быть свободно для подъезда транспорта.
Пластиковые резервуары производства ГК Газовик для хранения дизельного топлива
Важным параметром является температура топлива. В зависимости от используемого вида, хранимая жидкость может загустевать, что может привести к остановке теплоэнергетического процесса или выхода из строя его основных узлов. Во избежание этого, при необходимости предусматривают электрический или паровой подогрев топливохранилищ.
Для поставки топлива в котел применяют циркуляционные насосы. Современные топливные насосы работают в тесной взаимосвязи с модуляционной горелкой и позволяют подстраиваться под степень загустевания топлива, тем самым уменьшая или увеличивая интенсивность подачи на горелку. Транспортировка осуществляется через медные топливные шланги, соединяющие хранилище с котлом.
Для обеспечения полной автономности котельной установки или ее аварийного электроснабжения предусматривают наличие ДГУ — дизельной генераторной установки, которая снабжает выработанной электроэнергией насосы, форсунки и прочую автоматику.
Преимущества жидкотопливных (в т.ч. дизельных) котельных
Основными преимуществами котельных на жидком топливе являются:
- незаменимое решение при отсутствии доступа к магистральному газопроводу;
- применение в районах с высокой сейсмичностью, что не позволяет выполнять протяженную прокладку топливопроводов;
- наиболее экономичное технологическое решение;
- модульные котельные на дизельном топливе очень компактны;
- передвижные котельные с электрическим генератором максимально эффективны в местах временной производственной активности, например, на буровых установках, где не существует и не планируется создание постоянной инфраструктуры.
Цена котельной на жидком топливе может значительно варьироваться в зависимости от условий теплоснабжения, требуемой мощности и конфигурации основных узлов.
Кроме быстрой формой связи с менеджерами нашей компании, узнать более подробную информацию или предварительную стоимость жидкотопливной котельной установки можно по
бесплатному телефону 8-800-555-6001 или через электронную почту teploenergo@gazovik.ru.
Дизельные котельные. Котельные на дизельном топливе. Завод
Котельная на дизельном топливе — агрегат с теплогенератором и вспомогательным оборудованием, предназначенная для выработки горячего теплоносителя либо пара.
Используется как для отопления помещений, так и в целях выработки горячего теплоносителя или пара для производственных нужд. Наиболее часто в качестве теплоносителя используется вода.
Горячая вода или пар от котельной подается потребителю посредством теплотрассы либо паропровода.
Дизельные котельные зачастую используются как автономно работающий генератор тепла на объектах, не подключенных к газовым сетям либо электросетям достаточной мощности.
Также часто котельные на жидком топливе используют для временного теплообеспечения, например на этапе строительства или в случае аварии.
Также такой практике применения дизельных котельных способствует то, что для их эксплуатации не требуется сложных согласовательных процедур и сопроводительной документации, как, например, для газовых котельных.
Примерно в 30% заказов дизельных котельных на Заводе «КотлоАгрегат» Заказчик заявляет потребность укомплектовать модуль котельной дизельным электрогенератором, и приобретает себе на объект полностью автономный источник не только тепла, но и электроэнергии.
Обеспечение дизельной котельной топливом:
Характеристики топлива:
Эффективность использования дизельного топлива обусловлена:
- удобством его перевозки и складирования;
- способностью обеспечивать КПД котельной до 95%;
- выбросом в атмосферу меньшего количества серы и золы в результате сгорания по сравнению с альтернативным жидкого топливом для котельных.
На горелку теплогенератора (котла) дизельное топливо подается температурой не менее +12°С., поэтому расходная емкость располагается внутри. По нормативам ее объем не может превышать 800 литров, поэтому если есть необходимость обеспечить работу установки больше, чем на несколько дней, предусматривают вынесенный за пределы резервуар для дизельного топлива.
Дизельная котельная: расход топлива
В модульных дизельных котельных производства завода «КотлоАгрегат» существенно снижен расход топлива. КПД наших котельных равен 95% в результате комплекса мер, обеспечивающих более полное сгорание топлива.
Средний расход дизельного топлива
Соответственно, организации, приобретающие дизельную котельную Завода КотлоАгрегат с производительностью горелки, например, 500 кВт, экономят в месяц около 9000 литров дизельного топлива.
Ориентировочно расход дизельного топлива (при работе котла на полную мощность) можно «прикинуть» по очень простой формуле: Расход топлива (л/час) = мощность горелки (кВт) х 0,1. Таким образом, расход дизельного топлива при мощности котла 25 кВт примерно равен 2,5 л/час.
Дизельные котельные от ЗАО «Завод КотлоАгрегат»
Наш завод изготавливает модульные дизельные котельные мощностью от 25 кВт до 40’000 кВт.
Преимущества наших котельных:
- повышенный КПД
- снижение расхода топлива на 12% по сравнению со среднеотраслевым расходом.
- снижение габаритов котельной за счет применения инженерной системы.
- честные цены за счет серийности производства
- оптимизация цены агрегата — котельная проектируется точно под нужды Заказчика.
Варианты исполнения дизельных котельных:
- блочно-модульное исполнение в отдельных транспортабельных контейнерах;
- стационарное исполнение с возможностью возведения здания на объекте Заказчика;
- мобильное исполнение на шасси.
Все виды дизельных котельных Завода «Котлоагрегат» могут быть исполнены под любой вид теплоносителя; спроектированы как производственные или как отопительные котельные.
Наиболее массовой продукцией Завода «КотлоАгрегат» в линейке дизельных котельных являются блочно-модульные дизельные котельные.
Модульная дизельная котельная:
Модульная котельная на дизельном топливе представляет собой установку полной заводской готовности. Все оборудование собирается на каркасе в утепленном блок-контейнере, легко транспортируемом авто или ж/д транспортом.
Внутри модуля располагается основное теплогенерирующее оборудование, а также приборы управления и безопасности и инженерные коммуникация. В состав установок как и котельных на нефти входят автоматические системы пожаротушения.
На объекте эксплуатации блочно-модульная дизельная котельная подключается к тепло/паро-проводам. Котельная в обычном режиме работы управляется автоматически без обслуживающего персонала.
Цена дизельной котельной рассчитывается исходя из технического задания Заказчика.
Подача топлива в котельной
Подача топлива в котельной — один из важнейших этапов функционирования всей котельной, и от ее правильной организации напрямую зависит производительность и эффективность работы. Тип котельной и характер топливоподачи зависит от рода топлива, на котором работает котел.
Подача топлива в угольной котельной
Твердотопливная котельная может работать на угле, торфе, дровах, а также отходах деревообрабатывающей промышленности и сельского хозяйства россыпью и спрессованных в виде брикетов и пеллет.
Подача топлива в котельной на твердом топливе начинается с пунктов его приема, куда оно доставляется автомобильным и железнодорожным транспортом. Далее топливо транспортируется в места хранения.
В основном склады топлива бывают открытыми, закрытые склады используются для древесного топлива, а также в районах жилой застройки или по требованию контролирующих органов. Размеры штабелей угля не ограничиваются.
Штабеля торфа должны иметь длину не более 125 метров, ширину не более 30 метров, высоту не более 7 метров, угол откоса штабелей 40-60°.Разгрузочно-погрузочные работы в складских помещениях и транспортировка топлива к котельным производятся при помощи механизмов.
Это могут быть бульдозеры, погрузчики, грейферные и скреперные установки и транспортеры. Ленточные транспортеры имеют угол подъема от 12 до 18 градусов.
Топливо из приемных бункеров транспортируется в загрузочный (или котловой) бункер, откуда поступает в топочное устройство.
Подача топлива в котел может быть ручной, механизированной и автоматизированной. Чугунные секционные котлы, стальные водогрейные котлы марки КВр, некоторые типы блочно-модульных котельных с ручной топкой имеют загрузочную дверцу, и загрузка топлива осуществляется через нее вручную.
Механизированная подача топлива в котельной осуществляется в котлах КВм с механическими топками разного типа. В приемный бункер котла, а также в загрузочный (котловой) бункер топливо подается транспортерами или СКИПовым устройством. Транспортеры подразделяются на ленточные, скребковые и шнековые.
Движущей силой, перемещающей топливо в ленточном транспортере, является бесконечно передвигающаяся лента, на которую грузится топливо. Лента изготовлена из хлопчатобумажной прорезиненной ткани и покрыта сверху дополнительным слоем резины. Скорость ее продвижения от 1,5 до 2 м/сек, ширина от 30 до 100 см, длина по необходимости до 70 м.
Топливо может перемещаться горизонтально и с подъемом дробленого угля на 18°, недробленого кускового до 12°.
Скребковый транспортер перемещает топливо по неподвижной ленте путем захвата его скребками. Он сконструирован из отдельных, соединяющихся между собой секций прямого и поворотного вида. С помощью различных комбинаций секций транспортер может перемещать топливо с поворотом угла до 36° и с подъемом на 45°.Шнековые транспортеры перемещают топливо также по неподвижному полотну с помощью движущегося шнека. Такие транспортеры широко используются в блочно-модульных котельных для доставки топлива в котловой бункер.
В зависимости от сортности твердого топлива, до загрузочного бункера устанавливаются дробилки, измельчающие топливо до необходимых размеров.
Котловой бункер должен иметь гладкую внутреннюю поверхность, углы должны быть сглажены или закруглены для беспрепятственного схода топлива. Угол наклона стенок должен быть для угля 60°, для торфа 65°.
Кроме того, на бункерах должны иметься устройства, предотвращающие застревание.
В топку котла топливо может поступать самотеком на движущееся колосниковое полотно (топки ТЛПХ) при помощи забрасывателя (топки ЗП РПК, ТЛЗМ), при помощи шурующей планки (топки ТШПХ).
При сжигании в камерных топках твердое топливо проходит дополнительную обработку. Оно размалывается, подсушивается и подается в виде пыли в горелочную камеру топки.
Подача топлива в газовой котельной
На газовом топливе (природный, попутный, сжиженный газ) работают как модульные, так и стационарные котельные. Газ сжигается в камерных топках, и все процессы в газовых котельных автоматизированы. Подача топлива в котельной, работающей на газообразном топливе, осуществляется для всех котельных второй категории по одному газопроводу, для котельных первой категории — по двум газопроводам.
Для поддержания необходимого давления в газовых трубопроводах устанавливаются газорегуляторные установки (ГРУ) в самом здании котельной или газорегуляторные пункты (ГРП) на территории.
При закладке газопроводов должен соблюдаться уклон не менее 0,003 по ходу газа. Прокладка газопроводов не должна вестись ниже нулевой отметки, они не должны иметь никакой дополнительной нагрузки.
При входе в котельную необходимо установить отключающее устройство подачи газа на высоте не более 1,8 метра.В здании котельной предусматривается запорная арматура и клапан на отводе к котлу и горелке. На случай аварийной ситуации на газопроводе должна быть предусмотрена емкость со сжиженным газом и устройства для подогрева и распыления его в котле. Поступая через горелочное устройство в топку котла, газ воспламеняется и нагревает теплоноситель.
Подача топлива в жидкотопливной котельной
Подача топлива в котельной на жидком топливе осуществляется также в автоматизированном режиме. Топливом может служить нефть, дизельное топливо, мазут, отработанные масла.
В основном котельные работают на мазуте или легкой нефти. Запас жидкого топлива доставляется железнодорожным транспортом и подается в сливные устройства.
Резервуар для приема топлива должен быть надземным с обсыпкой, для мазута допускаются подземные резервуары.
Для хранения топлива предусматривается наличие двух основных резервуаров и одного резервного. В резервуарах должен производиться подогрев жидкого топлива. Температура для мазута — 60-80 °С, для легкого нефтяного топлива — 10 °С.
Подача мазута в котельную предусматривается по циркуляционной схеме, легкого нефтяного — по тупиковой. От резервуаров подача топлива в котельной осуществляется путем надземных топливопроводов с уклоном 0,003 по ходу движения топлива.
Топливопроводы должны иметь совместную с подогревающими трубопроводами теплоизоляцию.
Подается жидкое топливо к котлам с помощью насосов, их должно быть не менее двух. К котлам топливо подводится по двум магистралям для котлов 1 категории или по одной магистрали для котлов 2 категории.
До насосного оборудования топливо должно быть подвергнуто фильтрации через фильтры грубой очистки, перед горелками — через фильтры тонкой очистки. Для сбора дренажей за пределами котельной устанавливается дренажная емкость.Топливопроводы в котельной должны иметь теплоизоляцию из негорючих материалов, конструкция их должны быть открытой и иметь свободный доступ. Трубы топливопровода в зависимости от давления могут быть бесшовными или электросварными, арматура — стальная.
Необходимо также предусмотреть запорную арматуру на отводах к котлу и сливной магистрали и у форсунки. Для распыления топлива применяются паровые и ротационные форсунки. Котельные могут иметь оборудование для перехода с одного вида топлива на другое.
Виды топлива для котельных. Чем выгоднее топить дом?
При постройке, реконструкции или перепланировке частного дома одним из самой важной составляющей является отопление. При заранее спланированной котельной решаются многие проблемы эстетики, уюта и, главное, безопасности помещения.
Также, при правильном планировании можно сэкономить немалую сумму денег. Для обустройства котельной нужно, первым делом, выбрать вид топлива, которое будет использоваться.
При дальнейшем проектировании следует получить разрешения от соответствующих служб на её эксплуатацию.
Современные котельные для частного дома могут работать от одного из нескольких видов топлива. Они бывают с газовым котлом, с жидкотопливным котлом, с твердотопливным котлом, с электрическим котлом.
Также они могут быть комбинированными, т.е. работать как от газа, так и от жидкого топлива. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому попытаемся разобраться в каждом из них.
Но первоначально, нужно разобраться в самом строении частной котельной.
Строение котельной для частного дома:
— отопительный котел — генерирует тепло для всей отопительной системы. Именно от его выбора зависит дальнейшая конструкция котельной;
— бойлер — для нагревания воды;
— расширительный бак — происходит компенсация избыточного давления в отапливающей системе;
— распределительный коллектор — распределения тепла;
— дымоход — отвод продуктов сгорания котла.
По месторасположению, котельные могут находиться как в жилом помещении, так и в отдельно стоящем специальном строении. Они могут располагаться внутри дома, в пристройке у дома, в отдельно стоящем здании, в подвальном помещении и т.д. В зависимости от мощности котельной, могут быть условия к площади помещения: с увеличением мощности требуется большее пространство при её эксплуатации.
В конструкции котельной для частного дома могут использоваться и другие составляющие, которые также зависят от выбора топлива и места его установки. В более современных котельных используется система автоматики, которую можно запрограммировать и настроить так, чтобы на разные временные диапазоны была разная температура.
Допустим, в дневное время, когда все или на работе, или на учебе, можно уменьшить температурный режим к минимуму, а перед приездом жильцов домой котел автоматически будет повышать температуру до комфортной.
Такая система используется и как средство удобства, и как средство экономии денег, ведь большую часть дневного времени в доме никого нет.
Газ
Самый распространенный вид топлива для котельных из-за своей невысокой цены и удобством эксплуатации. Однако, в целях безопасности, соответствующие газовые службы предъявляют очень высокие требования к его эксплуатации.
Лучшим вариантом размещения газового котла является отдельная комната или помещение — во-первых, не будет слышно шума, а во-вторых — в целях безопасности.
Необходимо помнить, что котлы мощность до 30кВт можно располагать внутри жилого помещения, а если мощность более 30кВт, то только в отдельном строении или пристройке; при этом нужно обязательно согласовать месторасположение газовой трубы в помещении.
Жидкое топливо
В качестве такого вида топлива для котельных используется, в основном, дизель, но также может быть различное масло или мазут. Жидкотопливные котлы нетребовательны относительно разрешений и различной документации. Можно использовать любой вид топлива, но от его качества зависит расход.
Единственной проблемой является организация «подвоза» жидкого топлива к месту частной котельной, для чего нужно специальные баки, где и будет храниться топливо. Его можно расположить как на улице, так и в доме, но лучшим местонахождением данного котла будет подальше от жилых помещений в связи с большим шумом работы.
Примерно раз в год следует прочищать дымоход от продуктов сгорания.
Твердое топливо
в основном — дрова или уголь, торф, пеллеты. Самый «проблемный» вид топлива для котельных, хотя один из самых дешевых и самый менее требовательный к обустройству.
Для хорошей работы котла твердое топливо (например, дрова, уголь) нужно постоянно подкидывать в котел, следить за его сгоранием и нужной температурой, поэтому топливо и котел должны быть в легкой доступности друг от друга.
Кроме того, у некоторых видов твердого топлива могут быть свои конструктивные особенности, например, при использовании угля требуются герметичные осветительные устройства и скрытая электропроводка в связи с взрывоопасностью угольной пыли. Также, нужно помнить о том, что для складирования твердого топлива нужно организовать лишнее место.
Главным критерием для котла такого вида является хорошо вентилируемое помещение, чтобы воздух с продуктами горения не накапливался в жилых комнатах — для этого нужно не забывать чистить дымоход. В котельной такого типа должны обязательно находиться огнетушители или другие средства пожаротушения.
Электричество
Самый безопасный и менее требовательный вид топлива для котельных, но и один из самых дорогих, так как цена эксплуатации будет полностью зависеть от цен и тарифов на электричество.
К котлам такого вида не нужно достраивать вентиляцию или дымоход, так как здесь нет каких-либо продуктов сгорания. Сам котел можно сконструировать и поставить практически в любом месте помещения, при этом работа котла бесшумная.
К тому же, электрический котел похож больше на шкаф, если его подвесить у стены, поэтому отдельная комната или помещение для его установки не требуется.
В связи с этим, можно использовать комбинированный варианты. Могут использоваться в таких комбинациях: газ — жидкое топливо, газ — жидкое топливо — твердое топливо, газ — электричество — твердое топливо, все вместе.Используется в том случае, если, допустим, идет перерасход какого-либо топлива по тарифу. Чтобы не переплачивать на расход газа или электричества, можно включить твердотопливный или жидкотопливный котел.
Также выгоднее с финансовой точки зрения устанавливать комбинированный котел, чем два разных.
Так какой же выбрать вид топлива для котельной в частном доме?
Все зависит от доступности топлива в том или ином регионе, от цен на газ и электричество, а также от строения частной территории — не везде можно с удобством разместить котел.
Если позволяет финансовая составляющая, то лучшим выбором будет электрический котел; если выполняются все требования к эксплуатации, то можно остановиться на газовом котле; при плохой доступности газа в том или ином регионе — можно использовать твердое или жидкое топливо.