ПРОЯВЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Фотографическое изображение на камне
Подробности Fotojog Категория: Фотография XX- века 03 Май 2015 1143
Фотографические изображения могут быть перенесены как на плоские или слегка выпуклые фарфоровые плитки различной формы, так и на различные фарфоровые и фаянсовые изделия — вазы, тарелки, чашки и т. п. Фотоизображения на керамике весьма стойки к атмосферным влияниям, действию кислот, щелочей, легко моются мыльной водой.
Глазурованная поверхность изделия, предназначенного для переноса на нее фотографического изображения, должна быть ровного, гладкого обжига, с равномерным блеском, без посторонних вкраплений, трещин и других изъянов.
Процесс состоит из следующих операций;
репродуцирование оригинала, изготовление диапозитива, приготовление светочувствительной эмульсии,
полив эмульсии на пластины, фотопечать с диапозитива на очувствленные пластины,
проявление (запыление) изображения,
перенос изображения с пластины на изделие,
ретуширование и художественная обработка изображения, обжиг изделия.
1. Репродуцирование оригинала.
Как правило, исходным оригиналом служит фотоснимок (обычно портрет), представляемый заказчиком, и лишь в редких случаях — негатив.
Представленный оригинал должен быть хорошего качества. В противном случае его либо улучшают тщательной ретушью (с согласия заказчика), либо репродуцируют и изготовляют подретушный отпечаток.
Оригинал репродуцируют на фотопластинку или плоскую фотопленку средней светочувствительности (32— 45 ед.
ГОСТ), нормальной контрастности и в размере будущего изображения с соблюдением всех требований репродукционной техники.Полученный рабочий негатив должен быть нормальной плотности с хорошей проработкой деталей в светах и тенях. Градационные и технические недостатки негатива устраняют тщательной ретушью.
2. Изготовление диапозитива.
С полученного негатива контактным способом печати изготовляют диапозитив на диапозитивной пластинке, который затем тщательно ретушируют.
3. Приготовление светочувствительной эмульсии.
Светочувствительную эмульсию приготовляют из следующих двух растворов:
Первый раствор
Вода горячая в мл — 75
Декстрин картофельный в г.— 20
Сахар-рафинад в г.— 10
Декстрин всыпают в воду, тщательно перемешивают и добавляют размолотый сахар. Полученный раствор подогревают, помешивая стеклянной палочкой, доводят до кипения и снимают с огня.
Второй раствор
Вода (40—50° С) в мл.— 85
Двухромовокислый аммоний в г — 10
После растворения химикатов второй раствор при перемешивании вливают в первый. Приготовлять эмульсию следует при слабом освещении (лампочка 15—25 вт, заслоненная козырьком).
Полученную эмульсию фильтруют и хранят в сухом темном шкафу. Используют эмульсию через сутки после ее изготовления. 150 мл эмульсии хватает для полива 50—60 шт. пластинок форматом 13×18 см.
4. Полив эмульсии на пластины.
В качестве пластин для полива эмульсии пригодно стекло от использованных диапозитивных пластинок. Отмытые от слоя пластинки обезжиривают в 2,5% -ном растворе соляной кислоты, протирают губкой, споласкивают проточной водой и высушивают в вертикальном положении.
Требуемое количество эмульсии наливают на центр пластины и, наклоняя пластину в разные стороны, дают эмульсии растечься ровным слоем по всей пластине, в то же время не давая эмульсии стекать с краев. Излишнее количество эмульсии сливают с уголка пластины в пузырек для дальнейшего использования.
Политую эмульсией пластину высушивают в шкафу в горизонтальном положении. Высушенные пластины не подлежат длительному хранению. Их следует использовать в день полива.
5. Фотопечать.
Печать с диапозитивов на очувствленные пластины осуществляется контактным способом. При средней плотности диапозитива и фотолампе мощностью 500 вт. расположенной на расстоянии 40 см, выдержка длится приблизительно 2—2,5 мин.
6. Проявление изображения.
Проявление проводят в вытяжном шкафу при свете лампочки 25 вт. Нос и рот в это время рекомендуется закрывать марлевой повязкой. Продление заключается в запылении пластины смесью керамической краски с флюсом следующего состава.
Смесь для проявления
Краска керамическая надглазур ная черная № 1021 в г — 100
Краска керамическая надглазур-ная пурпурная № 66 в г — 4
Флюс керамический № 6 или 19 в г — 5
Смесь тщательно перемешивают в течение 30 мин или растирают на стекле курантом, после чего просеивают через сито № 80 (размер отверстий 0,075 мм). Просеянную смесь набирают сухой беличьей кистью № 20—30 и круговыми движениями наносят на экспонированную пластину до полного выявления изображения. Процесс следует вести в помещении с влажностью воздуха 75— 80% при температуре 20—22° С.
7. Перенос изображения на изделие.
Проявленную пластину обливают закрепляющим раствором.
Закрепляющий раствор
Коллодий медицинский 2%-ный в мл — 100
Спирт ректификат в мл — 50
Эфир серный в мл — 50
Пластину, облитую этим раствором, высушивают надрезают со всех сторон на расстоянии 4–5 мм. от краев и погружают на 1,5- 2 мин. В ванну со щелочным раствором.
Щелочной раствор
Вода кипяченая в л- 1
Бура кристаллическая в г −25
Сода безводная в г.— 15
Затем пластину вынимают из раствора и споласкивают под слабой струей проточной воды.
Предварительно обезжиренное керамическое изделие, на которое должно быть перенесено изображение, погружают в широкий и достаточно глубокий сосуд, наполненный чистой водой.
В этот же сосуд опускают пластину с изображением эмульсией вниз, располагают ее над изделием и легкими прикосновениями к эмульсии отделяют ее от стекла. Под отделившийся слой подводят изделие и под водой накладывают на него пленку с изображением.
Осторожно вынув изделие с изображением из воды, дают стечь остаткам воды, придерживая пленку пальцами за края, после чего изделие ставят в вертикальном положении до полной просушки пленки.
8. Ретуширование изображения.
Изображение ретушируют керамическими красками, разведенными на скипидаре, с помощью тонких беличьих кистей № 2—3. Такими же кистями удаляют излишнюю краску. Края изображения можно ретушировать с помощью ватного тампона.
9. Обжиг изделия.
Изделие обжигают в муфельной печи. Для обжига фаянсовых изделий температуру в печи доводят до 780—800° С, а фарфоровых — до 840—860° С. Температуру контролируют соответствующими измерительными приборами (например, термопарой и милливольтметром).
Доведя температуру в печи до указанного выше предела, печь от-ключают и, не открывая дверцы, дают остыть до 60—70° С, после чего печь можно открыть и вынуть изделие.
Введение в основы фотографии
В основе фотографии лежат физические свойства и химическое действие света. Физические свойства света позволяют с помощью фотоаппарата получить оптическое, т.е. световое изображение предметов, а химическое действие света — запечатлеть это изображение на фотопластинке или фотопленке.
Оптическое изображение в фотоаппаратах создается объективом, представляющим собой собирательную оптическую систему и действующим подобно собирательной линзе (увеличительному стеклу). «Улавливание» изображения осуществляется стеклянными пластинками или прозрачными пленками, покрытыми светочувствительным веществом.
Светочувствительные вещества
Светочувствительными называются вещества, химически изменяющиеся под воздействием света.
В качестве реагентов в фотографии применяются галоидные соли серебра (галоиды, или галогены, — группа химических элементов — фтор, хлор, бром и йод): бромистое, хлористое и йодистое серебро.
Наибольшее применение получило бромистое и хлористое серебро. Йодистое используется совместно с бромистым или хлористым. Фтористое в фотографии не востребовано вследствие растворимости его в воде.
Бромистое серебро получается путем обменной реакции между бромистым калием и азотнокислым серебром. При смешивании водных растворов указанных веществ происходит реакция. Бромистое серебро выпадает в виде желтоватого осадка. Заменой бромистого калия хлористым или йодистым получают хлористое или йодистое серебро.
Галоидные соли серебра — главная составная часть светочувствительных слоев фотографических материалов (фотопластинок, фотопленок, фотобумаг).
Фотографические процессы
Фотографическиее изображения создаются несколькими способами. В любительской практике успешно реализуется двухступенчатый, одноступенчатый с обращением и цветной.
Основной способ (двухступенчатый)
Основной фотографический процесс — черно-белый, негативно-позитивный, т.е. двухступенчатый способ получения фотоснимков. Получение фотографического снимка данным способом складывается из следующих составляющих: съемки, негативного и позитивного процесса.
Фотосъемка. После ряда подготовительных операций, имеющих целью обеспечить создание технически совершенного и художественно выразительного снимка, объектив фотоаппарата открывают на определенное время, называемого выдержкой. Продолжительность выдержки зависит от определенных условий и колеблется в значительных пределах.
Негативный процесс. После съемки фотопластинку или пленку в специальных лабораторных условиях (в полной темноте или при неактиничном освещении) подвергают химической обработке: проявлению, ополаскиванию водой и фиксированию. Отфиксированные пластинки и пленки тщательно промывают и высушивают. Окончательным результатом является негатив.
В случаях неудовлетворительного качества негатива некоторые его недостатки устраняются химическим усилением или ослаблением изображения, иногда ретушью.
Позитивный процесс. Для получения фотографического снимка лист фотобумаги прикладывают к негативу и последний обращают к источнику света.
После определенной выдержки лист фотобумаги в лабораторных условиях (оранжевый или красный свет) подвергают идентичной химической обработке, как и фотопластинки: проявляют, споласкивают водой, фиксируют, промывают и высушивают.
Фотопечать осуществляется двумя способами: контактным (прикладывание фотобумаги непосредственно к негативу) и проекционным (применяя проекционный аппарат увеличитель). Второй позволяет получать увеличенные (по сравнению с негативом) фототпечатки. Взяв вместо фотобумаги диапозитивные пластинки или позитивные пленки, можно указанными выше способами печати изготовить диапозитивы.Путем дополнительной химической обработки — тонирования — готовые черно-белые фотоотпечатки и диапозитивы окрашиваются в различные тона. Подобно негативному процессу, позитивные изображения могут быть усилены и ослаблены. Прикатыванием мокрых фотоотпечатков к полированным поверхностям отпечаткам придается зеркальный блеск. Эта технология называется глянцеванием.
Химические дефекты фотоотпечатков и диапозитивов вуалируются (выправляются, скрываются) ретушью.
Одноступенчатый способ
Одноступенчатый фотографический способ (диффузионный), состоит в том, что светочувствительный слой экспонированной негативной ленты сразу же после съемки приводят в контакт со специальным приемным слоем позитивной (несветочувствительной) бумаги, включающим мельчайшие (коллоидные) частички металлического серебра.
Пространство между приведенным в контакт экспонированным эмульсионным слоем негативной ленты и приемным слоем позитивной бумаги заполняют специальным проявляющим составом, имеющим вид пасты, содержащей, кроме обычных компонентов проявителя, фиксирующее вещество.
Проявляюще-фиксирующий состав проявляет негатив на освещенных участках и одновременно растворяет галоидное серебро неэкспонированных участков.
Растворенное галоидное серебро диффундирует сквозь слой пасты в приемный слой, где в присутствии каллоидных частиц серебра восстанавливается проявителем до металлического серебра.
Поскольку растворяющееся галоидное серебро негативной ленты соответствует позитивному изображению, то возникающее в принимающем слое изображение получается позитивным.
В результате описанного процесса выходит единственный позитивный фотоотпечаток, на изготовление которого требуется 2-3 минуты, причем процесс полностью совершается непосредственно в фотоаппарате, на месте съемки и не требует лаборатории.
С обращением
Способ обращения основан на возможности перевода негативного изображения в позитивное. После съемки и проявления фотографическое изображение не фиксируют, а подвергают отбеливанию.
В результате из светочувствительного слоя удаляется восстановленное металлическое серебро. Распределение оставшегося галоидного серебра соответствует позитивному изображению.
Фотоматериал подвергают осветлению, интенсивному освещению и вновь проявляют (чернят) и фиксируют.
Процесс с обращением весьма выгоден в кинолюбительской практике, где отсутствует необходимость размножения копий и негатив не нужен. Технология вдвое снижает расход кинопленки, обходится без дорогого и сложного копировального оборудования и значительно сокращает время, затрачиваемое на получение позитивного изображения.
Цветной способ
Получение цветных фотоизображений осуществляется на специальных трехслойных цветных фотоматериалах.
Способ получения цветных фотоснимков аналогичен методу получения черно-белых фотоснимков, одинаково складывается из отдельных процедур: съемки, негативного и позитивного процесса и осуществляется теми же техническими средствами, однако в цветном негативном и позитивном процессах, кроме проявителя и фиксажа, применяют отбеливатель.
Для относительно правильной цветопередачи на снимках в цветном позитивном процессе применяется корректирование спектрального состава копирующего света посредством специального набора компенсационных светофильтров.
Тэг: