ПРОЯВЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Фотографическое изображение на камне

ПРОЯВЛЕНИЕ   ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Подробности Fotojog Категория: Фотография XX- века 03 Май 2015 1143

  Фотографические изображения могут быть перенесены как на плоские или слегка выпуклые фарфоровые плитки различной формы, так и на различные фарфоровые и фаянсовые изделия — вазы, тарелки, чашки и т. п. Фотоизображения на керамике весьма стойки к атмосферным влияниям, действию кислот, щелочей, легко моются мыльной водой.

 Глазурованная поверхность изделия, предназначенного для переноса на нее фотографического изображения, должна быть ровного, гладкого обжига, с равномерным блеском, без посторонних вкраплений, трещин и других изъянов.

Процесс состоит из следующих операций;

 репродуцирование оригинала, изготовление диапозитива, приготовление светочувствительной эмульсии,

 полив эмульсии на пластины, фотопечать с диапозитива на очувствленные пластины,

 проявление (запыление) изображения,

 перенос изображения с пластины на изделие,

 ретуширование и художественная обработка изображения, обжиг изделия.

1. Репродуцирование оригинала.

Как правило, исходным оригиналом служит фотоснимок (обычно портрет), представляемый заказчиком, и лишь в редких случаях — негатив.

Представленный оригинал должен быть хорошего качества. В противном случае его либо улучшают тщательной ретушью (с согласия заказчика), либо репродуцируют и изготовляют подретушный отпечаток.

Оригинал репродуцируют на фотопластинку или плоскую фотопленку средней светочувствительности (32— 45 ед.

ГОСТ), нормальной контрастности и в размере будущего изображения с соблюдением всех требований репродукционной техники.

Полученный рабочий негатив должен быть нормальной плотности с хорошей проработкой деталей в светах и тенях. Градационные и технические недостатки негатива устраняют тщательной ретушью.

2. Изготовление диапозитива.

С полученного негатива контактным способом печати изготовляют диапозитив на диапозитивной пластинке, который затем тщательно ретушируют.

3. Приготовление светочувствительной эмульсии.

Светочувствительную эмульсию приготовляют из следующих двух растворов:

Первый раствор

Вода горячая в мл — 75

Декстрин картофельный в г.— 20

Сахар-рафинад в г.— 10

Декстрин всыпают в воду, тщательно перемешивают и добавляют размолотый сахар. Полученный раствор подогревают, помешивая стеклянной палочкой, доводят до кипения и снимают с огня.

Второй раствор

Вода (40—50° С) в мл.— 85

Двухромовокислый аммоний в г — 10

После растворения химикатов второй раствор при перемешивании вливают в первый. Приготовлять эмульсию следует при слабом освещении (лампочка 15—25 вт, заслоненная козырьком).

Полученную эмульсию фильтруют и хранят в сухом темном шкафу. Используют эмульсию через сутки после ее изготовления. 150 мл эмульсии хватает для полива 50—60 шт. пластинок форматом 13×18 см.

4. Полив  эмульсии на пластины.

В качестве пластин для полива эмульсии пригодно стекло от использованных диапозитивных пластинок. Отмытые от слоя пластинки обезжиривают в 2,5% -ном растворе соляной кислоты, протирают губкой, споласкивают проточной водой и высушивают в вертикальном положении.

Требуемое количество эмульсии наливают на центр пластины и, наклоняя пластину в разные стороны, дают эмульсии растечься ровным слоем по всей пластине, в то же время не давая эмульсии стекать с краев. Излишнее количество эмульсии сливают с уголка пластины в пузырек для дальнейшего использования.

Политую эмульсией пластину высушивают в шкафу в горизонтальном положении. Высушенные пластины не подлежат длительному хранению. Их следует использовать в день полива.

5. Фотопечать.

Печать с диапозитивов на очувствленные пластины осуществляется контактным способом. При средней плотности диапозитива и фотолампе мощностью 500 вт. расположенной на расстоянии 40 см, выдержка длится приблизительно 2—2,5 мин.

6. Проявление изображения.

Проявление проводят в вытяжном шкафу при свете лампочки 25 вт. Нос и рот в это время рекомендуется закрывать марлевой повязкой. Продление заключается в запылении пластины смесью керамической краски с флюсом следующего состава.

Смесь для проявления

Краска керамическая надглазур ная черная № 1021 в г — 100

Краска керамическая надглазур-ная пурпурная № 66 в г  — 4

Флюс керамический № 6 или 19 в г — 5

Смесь тщательно перемешивают в течение 30 мин или растирают на стекле курантом, после чего просеивают через сито № 80 (размер отверстий 0,075 мм). Просеянную смесь набирают сухой беличьей кистью № 20—30 и круговыми движениями наносят на экспонированную пластину до полного выявления изображения. Процесс следует вести в помещении с влажностью воздуха 75— 80% при температуре 20—22° С.

7. Перенос изображения на изделие.

Проявленную пластину обливают закрепляющим раствором.

Закрепляющий раствор

Коллодий медицинский 2%-ный в мл — 100

Спирт ректификат в мл — 50

Эфир серный в мл — 50

Пластину, облитую этим раствором, высушивают надрезают со всех сторон на расстоянии 4–5 мм. от краев и погружают на 1,5- 2 мин. В ванну со щелочным раствором.

Щелочной раствор

Вода кипяченая  в л- 1

 Бура кристаллическая в г −25

 Сода безводная в г.— 15

Затем пластину вынимают из раствора и споласкивают под слабой струей проточной воды.

Предварительно обезжиренное керамическое изделие, на которое должно быть перенесено изображение, погружают в широкий и достаточно глубокий сосуд, наполненный чистой водой.

В этот же сосуд опускают пластину с изображением эмульсией вниз, располагают ее над изделием и легкими прикосновениями к эмульсии отделяют ее от стекла. Под отделившийся слой подводят изделие и под водой накладывают на него пленку с изображением.

Осторожно вынув изделие с изображением из воды, дают стечь остаткам воды, придерживая пленку пальцами за края, после чего изделие ставят в вертикальном положении до полной просушки пленки.

8. Ретуширование изображения.

Изображение ретушируют керамическими красками, разведенными на скипидаре, с помощью тонких беличьих кистей № 2—3. Такими же кистями удаляют излишнюю краску. Края изображения можно ретушировать с помощью ватного тампона.

9. Обжиг изделия.

Изделие обжигают в муфельной печи. Для обжига фаянсовых изделий температуру в печи доводят до 780—800° С, а фарфоровых — до 840—860° С. Температуру контролируют соответствующими измерительными приборами (например, термопарой и милливольтметром).

Доведя температуру в печи до указанного выше предела, печь от-ключают и, не открывая дверцы, дают остыть до 60—70° С, после чего печь можно открыть и вынуть изделие.

Введение в основы фотографии

ПРОЯВЛЕНИЕ   ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

В основе фотографии лежат физические свойства и химическое действие света. Физические свойства света позволяют с помощью фотоаппарата получить оптическое, т.е. световое изображение предметов, а химическое действие света — запечатлеть это изображение на фотопластинке или фотопленке.

Оптическое изображение в фотоаппаратах создается объективом, представляющим собой собирательную оптическую систему и действующим подобно собирательной линзе (увеличительному стеклу). «Улавливание» изображения осуществляется стеклянными пластинками или прозрачными пленками, покрытыми светочувствительным веществом.

Светочувствительные вещества

Светочувствительными называются вещества, химически изменяющиеся под воздействием света.

В качестве реагентов в фотографии применяются галоидные соли серебра (галоиды, или галогены, — группа химических элементов — фтор, хлор, бром и йод): бромистое, хлористое и йодистое серебро.

Наибольшее применение получило бромистое и хлористое серебро. Йодистое используется совместно с бромистым или хлористым. Фтористое в фотографии не востребовано вследствие растворимости его в воде.

Бромистое серебро получается путем обменной реакции между бромистым калием и азотнокислым серебром. При смешивании водных растворов указанных веществ происходит реакция. Бромистое серебро выпадает в виде желтоватого осадка. Заменой бромистого калия хлористым или йодистым получают хлористое или йодистое серебро.

Галоидные соли серебра — главная составная часть светочувствительных слоев фотографических материалов (фотопластинок, фотопленок, фотобумаг).

Фотографические процессы

Фотографическиее изображения создаются несколькими способами. В любительской практике успешно реализуется двухступенчатый, одноступенчатый с обращением и цветной.

Основной способ (двухступенчатый)

Основной фотографический процесс — черно-белый, негативно-позитивный, т.е. двухступенчатый способ получения фотоснимков. Получение фотографического снимка данным способом складывается из следующих составляющих: съемки, негативного и позитивного процесса.

Фотосъемка. После ряда подготовительных операций, имеющих целью обеспечить создание технически совершенного и художественно выразительного снимка, объектив фотоаппарата открывают на определенное время, называемого выдержкой. Продолжительность выдержки зависит от определенных условий и колеблется в значительных пределах.

Негативный процесс. После съемки фотопластинку или пленку в специальных лабораторных условиях (в полной темноте или при неактиничном освещении) подвергают химической обработке: проявлению, ополаскиванию водой и фиксированию. Отфиксированные пластинки и пленки тщательно промывают и высушивают. Окончательным результатом является негатив.

В случаях неудовлетворительного качества негатива некоторые его недостатки устраняются химическим усилением или ослаблением изображения, иногда ретушью.

Позитивный процесс. Для получения фотографического снимка лист фотобумаги прикладывают к негативу и последний обращают к источнику света.

После определенной выдержки лист фотобумаги в лабораторных условиях (оранжевый или красный свет) подвергают идентичной химической обработке, как и фотопластинки: проявляют, споласкивают водой, фиксируют, промывают и высушивают.

Фотопечать осуществляется двумя способами: контактным (прикладывание фотобумаги непосредственно к негативу) и проекционным (применяя проекционный аппарат увеличитель). Второй позволяет получать увеличенные (по сравнению с негативом) фототпечатки. Взяв вместо фотобумаги диапозитивные пластинки или позитивные пленки, можно указанными выше способами печати изготовить диапозитивы.

Путем дополнительной химической обработки — тонирования — готовые черно-белые фотоотпечатки и диапозитивы окрашиваются в различные тона. Подобно негативному процессу, позитивные изображения могут быть усилены и ослаблены. Прикатыванием мокрых фотоотпечатков к полированным поверхностям отпечаткам придается зеркальный блеск. Эта технология называется глянцеванием.

Химические дефекты фотоотпечатков и диапозитивов вуалируются (выправляются, скрываются) ретушью.

Одноступенчатый способ

Одноступенчатый фотографический способ (диффузионный), состоит в том, что светочувствительный слой экспонированной негативной ленты сразу же после съемки приводят в контакт со специальным приемным слоем позитивной (несветочувствительной) бумаги, включающим мельчайшие (коллоидные) частички металлического серебра.

Пространство между приведенным в контакт экспонированным эмульсионным слоем негативной ленты и приемным слоем позитивной бумаги заполняют специальным проявляющим составом, имеющим вид пасты, содержащей, кроме обычных компонентов проявителя, фиксирующее вещество.

Проявляюще-фиксирующий состав проявляет негатив на освещенных участках и одновременно растворяет галоидное серебро неэкспонированных участков.

Растворенное галоидное серебро диффундирует сквозь слой пасты в приемный слой, где в присутствии каллоидных частиц серебра восстанавливается проявителем до металлического серебра.

Поскольку растворяющееся галоидное серебро негативной ленты соответствует позитивному изображению, то возникающее в принимающем слое изображение получается позитивным.

В результате описанного процесса выходит единственный позитивный фотоотпечаток, на изготовление которого требуется 2-3 минуты, причем процесс полностью совершается непосредственно в фотоаппарате, на месте съемки и не требует лаборатории.

С обращением

Способ обращения основан на возможности перевода негативного изображения в позитивное. После съемки и проявления фотографическое изображение не фиксируют, а подвергают отбеливанию.

В результате из светочувствительного слоя удаляется восстановленное металлическое серебро. Распределение оставшегося галоидного серебра соответствует позитивному изображению.

Фотоматериал подвергают осветлению, интенсивному освещению и вновь проявляют (чернят) и фиксируют.

Процесс с обращением весьма выгоден в кинолюбительской практике, где отсутствует необходимость размножения копий и негатив не нужен. Технология вдвое снижает расход кинопленки, обходится без дорогого и сложного копировального оборудования и значительно сокращает время, затрачиваемое на получение позитивного изображения.

Цветной способ

Получение цветных фотоизображений осуществляется на специальных трехслойных цветных фотоматериалах.

Способ получения цветных фотоснимков аналогичен методу получения черно-белых фотоснимков, одинаково складывается из отдельных процедур: съемки, негативного и позитивного процесса и осуществляется теми же техническими средствами, однако в цветном негативном и позитивном процессах, кроме проявителя и фиксажа, применяют отбеливатель.

Для относительно правильной цветопередачи на снимках в цветном позитивном процессе применяется корректирование спектрального состава копирующего света посредством специального набора компенсационных светофильтров.

Тэг:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть