Технические жидкости

Смазочные материалы и технические жидкости

Технические жидкости

Для выполнения механизмами и машинами рабочих функций применяются смазки и технические жидкости. Они обеспечивают надежность и эффективность эксплуатации различной техники.

Виды смазочных материалов

В процессах работы механизмов происходит перемещение соприкасающихся поверхностей и их износ с тепловыделением в результате трения. Для его снижения применяются минеральные и синтетические смазки.

Смазочные материалы и технические жидкости большей частью в качестве основы содержат продукты:

  • дистиллятные – вакуумная перегонка мазута (легкие фракции);
  • остаточные – полученные разгонкой гудрона.

Тот или иной тип минерального масла получают смешением дистиллятных и остаточных компонентов в определенных соотношениях и добавлением к ним присадок.

Синтетические масла производят путем синтеза определенных углеводородов с добавлением к ним присадок, улучшающих условия эксплуатации.

  • моторные;
  • трансмиссионные;
  • гидравлические;
  • пластичные смазки.

Требования к маслам, работающим в разных условиях, постоянно ужесточаются. Базовая основа не способна в полной мере обеспечить необходимые свойства, которые можно создать только за счет добавления присадок в масла и технические жидкости. Их количество составляет от долей процента до 15 % и выше.

Виды присадок:

  • однофункциональные – обеспечивают одно из свойств: противоизносное, противозадирное, вязкостное, антиокислительное, антифрикционное, противопенное, депрессорное, моюще-диспергирующее и др.;
  • многофункциональные – высокоэффективные полимерные соединения, придающие маслу несколько эксплуатационных характеристик;
  • пакеты присадок и композиции – смешанные и химически связанные присадки, улучшающие свойства и создающие новое качество (до 15 компонентов).

Свойства масел и технических жидкостей

Для таких продуктов, как смазка и рабочая жидкость, технические условия или ГОСТ предусматривают комплекс различных характеристик, определяющих условия их применения.

  1. Смазывающая способность – комбинация антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств. Главным показателем является вязкость, характеризующая сопротивление течению между слоями жидкости (динамическая вязкость, Па∙с). Другой характеристикой является кинематическая вязкость, определяемая по скорости истечения жидкости под собственным весом через капилляр вискозиметра. Она измеряется в м2/с. Для масел особенно важна зависимость изменения вязкости от температуры. Она оценивается через индекс вязкости.
  2. Термоокислительная стабильность – показатель антиокислительных свойств масла, характеризуемый временем превращения тонкого масляного слоя в лаковую пленку. Чем он выше, тем продукт качественней. Процесс окисления начинается при нагреве до 50-60 оС. Интенсивность значительно растет, начиная с 250 оС. При этом масло темнеет и изменяются его физико-химические свойства.
  3. Моюще-диспергирующие свойства моторного масла отражают его способность уменьшения образования осадков и углеродистых отложений внутри двигателя и поддерживания продуктов загрязнения во взвешенном состоянии.
  4. Антикоррозионные свойства масел постепенно ухудшаются по мере накопления продуктов износа. Коррозионная активность оценивается по кислотному числу, определяемому количеством мг КОН, необходимым для нейтрализации кислот в 1 г масла. кислот при его эксплуатации возрастает в 3-5 раз и они наиболее опасны для деталей. Свойства масел улучшаются введением присадок, образующих защитные пленки на поверхности металла или нейтрализующих кислоты щелочноземельными металлами.

Моторные масла

Поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) особенно нуждаются в смазывании. Для них применяются моторные масла, свойства которых подбираются конкретно к каждому оборудованию.

Длительное время для ДВС применяли чистое минеральное масло. Современные форсированные двигатели потребовали введения присадок. Преимущественно применяются всесезонные масла, с удовлетворением требований по вязкости в широком температурном диапазоне.

Для многих агрегатов подходит полусинтетика – минералка с добавлением синтетических органических компонентов. Покупая ее, необходимо обращать внимание на подлинность и качество продукта.

Большинство придерживается рекомендаций инструкции для данного автомобиля. Здесь нужно знать, что производители рекомендуют марки масел, с которых они получают прибыль.

Тем, кто не слишком разбирается в марках продукции, нужно следовать их советам.

Классификация моторных масел

По эксплуатационным свойствам моторные масла классифицируются на группы для двигателей:

  • А – нефорсированные карбюраторные (мало присадок).
  • Б – малофорсированные (3-5 % присадок).
  • В – среднефорсированные (до 8 % присадок).
  • Г – высокофорсированные (8-12 % многофункциональных присадок).
  • Д – высокофорсированные тяжело нагруженные дизели (18-25 % присадок).

По степени вязкости моторные масла составляют 7 классов: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20. Всесезонные производят из минеральных моторных масел путем загущения основы с малой вязкостью макрополимерными присадками. Их существует 10 классов, каждый из которых изображают в виде дроби, например, 4з/8. В числителе указывается класс вязкости при -18 оС, а в знаменателе – при 100 оС.

Если известна марка моторного масла, например М-6з/10В2, ее можно расшифровать так: М – моторное, 6з – класс вязкости с загущением присадкой, 10 – вязкость при 1000С, В – среднефорсированный двигатель, 2 – для дизелей.

Проверка качества моторного масла производится в диагностическом центре, что требует определенных затрат. Есть простой способ проверки: со щупа надо нанести каплю масла на поверхность газеты. Если она быстро расплывется, оставив на поверхности несколько жирных кругов, это говорит о качественном продукте.

Высокая устойчивость капли характеризует потерю полезных свойств. Подобный контроль подходит для оценки качества свежего смазочного материала.

Трансмиссионные масла

В состав трансмиссии входят коробки передач и раздачи, мосты, передача рулевого управления и др. Смазка необходима для зубчатых передач разных типов.

Трансмиссионные масла производят из минеральной или полусинтетической основы с функциональными добавками на основе хлора, фосфора, серы и дисульфида, создающими защитную пленку, ограждающую детали от негативных воздействий.

Вязкость средства должна сохранять пленку при высокой нагрузке и температуре. В холодное время года вязкость масла не должна мешать работе механизмов, для чего подбирается состав, подходящий по индексу вязкости.

Функции трансмиссионных масел:

  • снижение потерь на трение и износ;
  • отвод тепла от зон контакта;
  • уменьшение ударных нагрузок;
  • не токсичность и безотходность.

Наиболее доступны по цене технические жидкости и смазки на минеральной основе. Они имеют хорошие характеристики, создавая надежную защитную пленку.

Синтетические масла по качеству значительно выше, но они являются самыми дорогими продуктами. Хорошее соотношение цены и качества имеет полусинтетика.

Отечественные трансмиссионные масла составляют по вязкости 4 класса. По эксплуатационным свойствам их делят на 5 групп.

В маркировке разных составов указывают основные характеристики, например, ТМ-5-9з – трансмиссионное масло 5-й группы, вязкости 9-го класса с загущающей присадкой.

Пример зарубежной классификации – SAE 80W-90, где маркировка обозначает: 80 – класс вязкости, W – зимнее, 90 – соответствует минимальной вязкости 14 мм2/с при 990С.

Жидкости для гидравлических систем

В системах гидромеханизмов и приводов для приведения их в действие применяются специальные технические жидкости. К ним предъявляются требования:

  • хорошая прокачиваемость и небольшая зависимость вязкости от температуры;
  • высокие антикоррозионные свойства и отсутствие разбухания или разрушения уплотнений гидросистем;
  • высокая смазывающая способность;
  • химическая и физическая стабильность с сохранением первоначальных свойств длительное время в процессе эксплуатации;
  • отсутствие примесей, воды и агрессивных веществ, вызывающих коррозию.

Гидравлические масла включают около 20 наименований. Их производят смешиванием нефтяных дистиллятов с присадками. Наиболее часто применяется веретенное масло АУ. Известны масла МГ-30, М-2ИХП, АМГ-10, МГЕ-10А.

Жидкости для амортизаторов и тормозных систем

Тормозные технические жидкости предназначены для работы в гидравлических системах машин. К ним предъявляются требования:

  • низкая температура замерзания;
  • небольшая вязкость;
  • хорошая смазывающая способность;
  • антикоррозионная стойкость;
  • отсутствие разрушительного действия на резиновые уплотнения.

Виды тормозных жидкостей.

  1. ЭСК – 60 % касторового масла + 40 % этилового спирта.
  2. БСК – 50 % касторового масла + 50 % бутилового спирта.
  3. 35 % глицерина + 65 % спирта.
  4. “Нева” и ГТЖ-22М – на основе гликоля с присадками.
  5. “Томь” – смесь гликолей с эфирами борной кислоты.

Тормозные технические жидкости на касторовой основе при температуре ниже -200С застывают, а в растворе остается только спирт. В связи с этим их выбирают в зависимости от региона.

Замена технических жидкостей в зимнее и летнее время производится редко. Большинство предпочитает применять всесезонную жидкость, которой являются составы на гликолевой основе.

Лучшей из них является “Томь”, обладающая хорошими антикоррозионными и противоизносными свойствами.

Для амортизаторов применяются составы АЖ-12Т и МГП-10, представляющие собой смесь минерального масла малой вязкости с кремнийорганической жидкостью и присадками.

Технические охлаждающие жидкости

Жидкостная система охлаждения предназначена для поддерживания необходимого температурного режима ДВС. Она является замкнутой, отбирая тепло от рабочих механизмов и передавая его через радиатор в окружающую среду.

Раньше силовые установки охлаждались водой, но от нее пришлось отказаться из-за незначительных порогов замерзания и кипения. Кроме того, она образует накипь и является источником коррозии металла.

В дальнейшем технические охлаждающие жидкости изменились по составу, но основой осталась вода.

Наибольшее применение получили антифризы – смесь воды с гликолями и специальными добавками. Они обладают следующими преимуществами:

  • низкая температура замерзания;
  • небольшое расширение при замерзании;
  • температура кипения выше 110 оС;
  • хорошие смазочные свойства.

Антифризы на основе дешевого этиленгликоля – это ядовитые технические жидкости. Меньшей токсичностью обладают составы на основе пропиленгликоля, но стоимость их значительно выше.

Заключение

Масла и технические жидкости представлены на рынке в широком ассортименте. Автолюбителю без опыта их применения следует ориентироваться на составы, рекомендуемые инструкцией к определенной марке автомобиля.

Особое внимание следует уделить зимнему периоду эксплуатации. При хранении автомобиля в отапливаемом гараже вполне подойдут всесезонные жидкости. Здесь важно ориентироваться на качественные показатели, а не на цены.

Кроме того, следует учитывать другие факторы, в частности, срок эксплуатации двигателя.

Топливо, смазочные материалы и технические жидкости

Технические жидкости

В автотракторных двигателях применяют жидкие и газообразные топлива, Топливо этих видов в зависимости от сырья, из которого его получают, может быть нефтяного и ненефтяного происхождения. Жидкие топлива (бензин и дизельное) получают из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процессом.

Газообразные топлива как естественного происхождения, так и искусственные, полученные газификацией твердых топлив или другими способами, применяют в автотракторных двигателях в сжиженном и сжатом состоянии.

К сжиженным газовым топливам относятся газы, способные при относительно низких давлениях (до 2 МПа) и нормальной температуре (20°С) переходить в жидкое состояние.

Сжатые газы при нормальной температуре не переходят в жидкое состояние даже при высоком давлении (до 20 МПа), поэтому их используют в газообразном состоянии.

Расширенное применение газообразных топлив обусловлено их преимуществами:

  • меньшей стоимостью
  • способностью к лучшему смесеобразованию
  • полным сгоранием в цилиндрах
  • отсутствием разжижения моторного масла

Автомобильные бензины для карбюраторных двигателей должны удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь высокие карбюрационные и антидетонационные свойства
  • давать минимальное количество нагара
  • не вызывать коррозии
  • обладать высокой стабильностью при хранении

Товарные сорта бензинов получают смешиванием дистиллятов бензина прямой перегонки и термического крекинга, к которым добавляют с целью повышения их антидетонационной стойкости моторный бензол, алкилбензол, бензин каталитического крекинга, технический изооктан и др.

С точки зрения антидетонационной стойкости наиболее желательны в бензине ароматические углеводороды, однако при сгорании они образуют канцерогенные вещества, в частности, 3,4 бензпирен.

Поэтому нормами Европейского Союза содержание ароматических углеводородов в бензине не должно превышать 10%.

Ранее по ГОСТ 208467 бензин выпускался следующих марок: А-76, АИ-93 и АИ-98. Для первой из указанных марок октановое число определялось моторным методом, а для двух последующих — исследовательским методом.

Сейчас для неэтилированных бензинов в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, установлены следующие марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98».

Октановое число этих бензинов, определенное моторным методом, равно соответственно 76 — 83 — 85 — 88. Стандарт разрешает применение для этих бензинов марганцевых антидетонаторов.

Дизельные двигатели имеют меньший удельный эффективный расход топлива — 170…180 г/элсч по сравнению с карбюраторными — 220…250 г/элсч ввиду большей степени сжатия. В конце сжатия, когда давление составляет 30 — 35 атм и температура 500…550°С, за 15…25° до ВМТ начинается и через 6…10°после ВМТ заканчивается впрыск топлива, которое сгорает, обеспечивая работу двигателя.

Дизельное топливо должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

  • обладать хорошими низкотемпературными свойствами, не содержать механических примесей и воды
  • обеспечивать хорошее смесеобразование и испарение, для чего иметь оптимальную вязкость и фракционный состав
  • обладать хорошей воспламеняемостью, т.е. обеспечивать легкий запуск, мягкую работу двигателя и полное бездымное сгорание, что зависит от вязкости, химического и фракционного составов
  • не вызывать нагаро- и лакообразования
  • не содержать коррозийных продуктов

Дизельные топлива получают смешением в основном трех дистиллятов прямой перегонки: керосинового, газойлевого и частично солярового, с добавлением элементов каталитического крекинга.

В зависимости от требующегося сорта дизельного топлива изменяют пропорцию при смешении компонентов.

Например, соляровый дистиллят вводится лишь в летнее дизельное топливо, а арктическое дизельное топливо почти целиком состоит из керосинового дистиллята.

Автотракторное дизельное топливо вырабатывается трех сортов:

  • Л (летнее), применяемое при температуре окружающего воздуха 273 К (0 оС) и выше
  • З (зимнее) — для эксплуатации при температуре 253 К (-20 °С) и выше
  • А (арктическое), используемое при температуре 223 К (-50 °С) и выше

Смазочные материалы для автомобилей

Для обеспечения надежного смазывания и длительной работы механизмов в масла вводят присадки, которые улучшают эксплуатационные качественные показатели масел. Присадки представляют собой металлоорганические и другие сложные химические соединения. Их классифицируют в зависимости от выполняемых ими функций в масле.

Технические жидкости

Технические жидкости

/ Каталог / Технические жидкости

Тормозные жидкости Охлаждающие жидкости Жидкости для гидроусилителя

Классификация концерна VW (Фольцваген) де-факто стала общеевропейской в 70-х годах прошлого века и разделяет охлаждающие жидкости (ОЖ) на три класса:

G11 – ОЖ на основе этиленгликоля (как правило, по стоимости и распространению, наиболее доступные ОЖ), с пакетом неорганических присадок (как правило, содержат силикаты). За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого ОЖ были бесцветные.

G12 – ОЖ на основе этиленгликоля с органическими (как правило, карбоксилатными) соединениями в качестве присадок (не содержат силикатов).

За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности (ингибиторы коррозии на основе органических кислот не образуют толстого защитного слоя по всей поверхности системы, а адсорбируются лишь в местах возникновения коррозии с образованием защитных слоев толщиной не более 0,1 микрона), теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных (т.е. для форсированных) двигателей. Органические присадки успешно предотвращают коррозию черных и цветных металлов, а также высокотемпературную коррозию алюминиевых сплавов За счет органического пакета присадок ОЖ этого класса более дорогие (Но всегда ли дороже, значит лучше? Существуют компетентные мнения, опровергающие преимущества органических присадок). За этим классом зафиксировали красный цвет.

G13 – ОЖ на основе полипропиленгликоля с пакетом органических присадок (не содержат силикатов). Пропиленгликоль более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается, широко используется в медицинской промышленности).

Европа борется за экологичность, поэтому создаются такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет.

В России на сегодняшний день представлен только один поставщик жидкости G13 TEXACO «Chevron Belgium NV».

Неразбериху вносит то, что значительное число российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Например, оригинальный антифриз Honda – его изготавливают зеленого цвета (так захотелось производителю), но по своим свойствам он соответствует классу G12. Вот отсюда и неразбериха с цветами.

Рекомендация: не цепляйтесь к цвету, берите хоть синий антифриз, главное чтобы он был высокого качества и соответствовал температурному режиму вашего двигателя (для Хонды, например, температура кипения при давлении 1.1 должна быть не ниже 108 градусов). А лучше, чтобы антифриз имел допуск производителя двигателя.

Что касается коррозии: здесь всё зависит от пакета присадок, а также от его сбалансированности.

По началу практически все более менее качественные охлаждающие жидкости защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки вырабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только сместь гликоля и воды, естественно ни о какой защите речи уже не идет, а некоторые присадки могут дать и побочный эффект.

Тормозная жидкость

Тормозная жидкость – это важный компонент тормозной системы. Она передает усилие с тормозного цилиндра на ручке на цилиндры тормозных саппортов.

Как многие помнят из школьного курса, жидкость несжимаемая, давление в системе приблизительно одинаковое (не учитывая перепадов уровня жидкости) и сила давления обратно пропорциональна площади цилиндров.

Набор букв в предыдущем предложении означает, что чем больше диаметр тормозного цилиндра на ручке, тем сильнее требуется на нее давить, чтобы обеспечить нужное тормозное усилие.

Основным параметром тормозной жидкости является ее точка кипения – чем она выше, тем лучше для тормозной системы. Закипевшая тормозная жидкость пузырится и эффективность тормозной системы снижается – пузырьки газа сильно подвержены сжатию, поэтому не могут хорошо передавать тормозное усилие на цилиндры тормозных саппортов.

Свойства тормозных жидкостей классифицируются так:

СтандартТочка кипения (свежая /сухая)Точка кипения ( старая / мокрая )Вязкость при 400 ЦельсияЦветОснова
SAE J 1703205 С140 С1800безцветная или янтарная?
ISO 4925205 С140 С1500безцветная или янтарная?
DOT 3205 С140 С1500безцветная или янтарнаяполиалкиленгликоль
DOT 4230 С155 С1800безцветная или янтарнаяборная кислота / гликоль
DOT 4+260 С180 С1200 -1500безцветная или янтарнаяборная кислота / гликоль
DOT 5.1260 С180 С900безцветная или янтарнаяборная кислота / гликоль
DOT 5260 С180 С900пурпурныйсиликон
Racing Formula DOT 6 ???310 C220 C???

Разница между сухой (новой) и мокрой (старой) тормозными жидкостями – 3.5% воды, которые со временем забираются тормозной жидкостью из воздуха. Все типы тормозных жидкостей, за исключением DOT 5, гигроскопичны. Как правило, тормозная жидкость меняется один раз в два года. Исключение – DOT 5.1, ее нужно менять каждый год, так как она более гигроскопична, чем остальные.

Внимание: DOT 5 нельзя мешать с остальными типами тормозных жидкостей. Это означает, что при переходе с/на эту жидкость требуется полностью просушить (продуть) тормозную систему. Остальные типы жидкостей одного и того же производителя как правило можно смешивать. DOT 5.

1 и DOT 5 имеют меньшую вязкость, чем стандартный для спортбайков DOT 4, поэтому тормоза чувствуются намного лучше.

Классификация, взаимозаменяемость, смешиваемость

В народе масла для системы гидроусилителя отличают по цвету. Однако реальные отличия заключаются не в цвете, а в составе масел, их вязкости, типе базы, присадках.

Масла одного цвета могут быть совершенно разными и даже не смешиваться. Сказать, что если залито красное масло, то можно добавлять другое красное масло совершенно неправильно.

Поэтому пользуйтесь таблицей, приведенной в конце страницы.

Три цвета масла – это следующие:

1) Красный. Семейство Dexron-ов (минеральные и синтетические масла красного цвета смешивать нельзя!). Dexron-ны бывают нескольких видов, но все они относятся к классу ATF, т.е. классу масел для автоматических коробок передач (и иногда ГУР)

2) Желтый. Семейство масел для ГУР желтого цвета чаще всего применяется в Мерседесах.

3) Зеленый. Масла зеленого цвета для ГУР (минеральные и синтетические масла зеленого цвета смешивать нельзя!) любит концерн VAG, а так же Пежо, Ситроен и некоторые другие. В автоматические коробки передач не подходят.

Минералка или синтетика?

Давнишние споры о том что лучше – синтетика или минералка для системы ГУР не уместны. Дело в том, что в гидроусилителе руля, как нигде, много резиновых деталей.

Синтетические масла хуже воздействуют на ресурс резиновых деталей на основе натуральных каучуков (практически все типы резин), вследствие своей химической агрессивности.

Для того чтобы заливать синтетические масла в систему ГУР, ее резиновые детали должны предназначаться для синтетических масел, и иметь особый состав.

Внимание: редкие автомобили используют для ГУР синтетические масла! Но зато синтетические масла часто применяются в АКПП. Заливайте в систему ГУР только минералку, если в инструкции конкретно не указано синтетическое масло!

Чтобы не навредить системе ГУР нужно соблюдать правила:

1) Желтые и красные минеральные масла смешивать можно;

2) Зеленые масла нельзя смешивать ни с желтыми, ни с красными.

3) Минеральные и синтетические масла смешивать нельзя.

Чем отличаются масла для АКПП от масел для ГУР, и почему их можно использовать в гидроусилителях руля?

В таблице ниже функции гидравлических жидкостей (масел) для гидроусилителя руля (PSF) и автоматических коробок передач (ATF):

Масла для ГУР (PSF):Масла для АКПП (ATF):
Функции гидравлической жидкости1) жидкость выступает рабочим телом, передающим давление от насоса на поршень 2) смазывающая функция 3) антикоррозионная функция 4) перенос тепла для охлаждения системы1) те же функции что и у жидкостей для ГУР 2) функция увеличения трения покоя фрикционов (зависит от материала фрикционов) 3) функция уменьшения износа фрикционов
Присадки, содержащиеся в жидкости1) присадки уменьшающие трение (металл-металл, металл-резина, металл-фторопласт) 2) стабилизаторы вязкости 3) антикоррозионные присадки 4) стабилизаторы кислотности 5) подкрашивающие присадки 6) противопенные присадки 7) присадки, защищающие резиновые детали (зависит от типа резиновых смесей)1) те же присадки что у масел для ГУР 2) присадки против проскальзывания и износа фрикционов АКПП соответствующие конкретному материалу фрикционов. Разные материалы фрикционов требуют разных присадок. Отсюда и пошли разные типы жидкостей для АКПП (ATF Dexron-II, ATF Dexron-III, ATF-Type T-IV, и прочие)

Семейство Dexron-ов (Декстронов) изначально разработано для использования в качестве гидравлических масел в автоматических коробках передач (АКПП).

Поэтому иногда эти масла называют трансмиссионными, что вносит неразбериху, так как под трансмиссионными маслами раньше понимались густые масла марок GL-5, GL-4, ТАД-17, ТАП-15 для коробок передач и задних мостов с гипоидными передачами. Гидравлические масла гораздо более жидкие, чем трансмиссионные.

Лучше называть их АТФ-ками. ATF расшифровывается как Automatic Transmission Fluid (дословно – Жидкость для автоматических трансмиссий – т.е. автоматических коробок передач)

Как видно из таблицы выше, масла для ГУР и масла для АКПП отличаются только наличием в последних дополнительных присадок, предназначенных для фрикционов АКПП. Но в системе ГУР никаких фрикционов нет. Поэтому от наличия этих присадок никому не жарко и не холодно. Это позволило спокойно заливать масла для АКПП в систему ГУР. Японцы, например, издавна заливали в ГУР те же масла, что и в АКПП.

Однако европейские производители пошли дальше. Они сказали: нельзя заливать в ГУР наших машин никакие жидкости кроме тех, что мы укажем. И покупать их надо только у нас! 🙂 Это простой метод привязать потребителя к себе.

На самом деле, если залить подходящее, качественное, но неоригинальное масло в ГУР, это никоем образом не повлияет на ее ресурс и работоспособность.

Например, одни и те же насосы производства ZF работают на разных автомобилях с разными маслами, утвержденными самими производителями, и работают одинаково хорошо.

Значит желтые масла (Mercedes) и зеленые масла (VAG) одинаково хороши для ГУР. Разница только «в цвете чернил».

В то же время, практика показала, что их нельзя смешивать. В некоторых случаях при смешении зеленых и желтых масел ГУР появляется пена. Поэтому перед использованием жидкости другого цвета нужно просто промыть систему!

При смешении минеральных Dexron-ов и желтых масел ГУР никаких побочных явлений не происходит. Их присадки не конфликтуют друг с другом, а просто приобретают свою концентрацию в новой смеси и продолжают выполнять свою роль.

Какие технические жидкости есть в современном автомобиле?

Технические жидкости

Конструкция современного автомобиля во многом напоминает организм человека, ведь так же, как и у людей, у него есть своеобразное сердце, мозг (ЭБУ), ноги и даже кровь, представленная в виде всевозможных технических жидкостей.

Моторное масло

Все детали и механизмы поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания постоянно взаимодействуют друг с другом, из-за чего образуется трение. Поэтому, чтобы избежать поломок трущихся элементов, необходимо использовать специальную смазочную жидкость, которой и является моторное масло.

Все выпускаемые сегодня масла для автомобилей состоят из базы (обычно дистиллятные масла и остаточные компоненты с различной вязкостью), а также дополнительных присадок, улучшающих их свойства.

Большую часть всесезонных моторных масел получают посредством сгущения основы с помощью макрополимерных присадок.

Разные моторные масла могут иметь различный показатель вязкости. Так, выделяют жидкости с низкотемпературной вязкостью (0W, 5W, 10W, 15W, 20W) и высокотемпературной вязкостью.

Если в первом случае все достаточно понятно, например, 0W означает, что масло предназначено для использования при температуре -35 °C, а 5W – при -30°C, то значение высокотемпературной вязкости не получится так просто расшифровать, так как оно выступает общим показателем, отображающим минимальную и максимальную вязкость масла при температурах от 100°C до 150°C. Чем большее число указано, тем высшей будет вязкость состава при высоких температурах.

Есть и еще один критерий классификации описанных смазочных жидкостей. Он основывается на особенностях химического состава масла и способе получения его базы (основы).

Именно эти факторы позволили объединить все моторные масла в три группы: синтетические, полусинтетические и минеральные (или нефтяные).

Нужно отметить, что основа таких смазок обычно имеет светлый цвет, а синтетические жидкости (до добавления присадок) практически полностью прозрачны.

Как только в жидкость попадают активные вещества, растворяемые в масле, оттенок становится светло-желтым или даже медовым. Использование темно-коричневых или черных присадок также сказывается на цвете готового продукта.

Более того, некоторые производители при изготовлении масла добавляют красящие вещества, из-за чего оно приобретает красноватый, зеленоватый или голубоватый оттенок.

После использования красителей базовый продукт уже никогда не станет светлее, но слишком темный цвет масла – это хороший показатель его старения.

При замене отработанной смазочной жидкости следует избегать ее попадания в глаза или слишком длительного пребывания на коже. Конечно, от того, что масло попало на руки, с вами ничего страшного не случится, но нередко постоянный контакт с моторной смазкой вызывает удаление естественного жирового покрытия кожи, что способствует ее пересыханию, появлению раздражения и дерматита.

Более того, все используемые моторные масла содержат в себе потенциально опасные составляющие, способные привести к раку кожи. Чтобы избежать столь нежелательных последствий, всегда тщательно мойте руки с мылом и наносите крем. Нельзя использовать в очистительных целях другие автомобильные жидкости, такие как бензин, керосин или дизельное топливо, также не следует применять растворитель.

Масло КПП

Жидкости, использующиеся для смазки трущихся поверхностей КПП, раздаточных коробок или главных передач ведущих мостов, принято называть трансмиссионными маслами.

Основой для создания смазки обычно служат экстракты, полученные в результате селективной очистки остаточных нефтяных масел, к которым добавляют дистиллятные масла и специальные присадки (содержат хлор, фосфор, серу и дисульфид молибдена).

Пока не появились автомобили с высоконагруженными трансмиссиями, также применялся нигрол.

Вязкость трансмиссионных масел соответствует значению 6-20 мм²/с при 100 °С, а для открытых зубчатых передач применяются особо вязкие остаточные масла и присадки со значением 50—500 мм²/с при 100 °С.

Как и моторные масла, трансмиссионные жидкости имеют свои стандарты качества по SAE и классы вязкости по API. Также они подразделяются на «синтетику», «полусинтетику» и «минералку».

Наиболее распространенными индексами вязкости масла для КПП являются значения 9, 12, 18 и 24 сСт, а индекс вязкости W напрямую связан с индексом качества по SAE, например, 9 сСт соответствует 75W, 12 сСт – 80W, 18 сСт – 90W, а 24 сСт – 110W.

Чем меньшая цифра указана перед индексом W, тем ниже будет температура, которую способна выдерживать смазка до своего загустения на холоде. Самым известным маслом для механической КПП является 75W-90, считающееся универсальным составом, подходящим для большинства транспортных средств.

Для коробок-автомат производители выпускают специальные масла (ATF), и к ним уже выдвигаются особые требования по вязкости и пенообразованию. Чтобы такие жидкости случайно не перепутали с составами для механических КПП, в них добавляют красители ярких цветов (чаще всего красного).

Надо сказать, что трансмиссионная жидкость – это не очень токсичный состав, поэтому при работе с ней достаточно предпринять стандартные меры предосторожности: надеть очки, перчатки и постараться избежать контакта масла с открытыми участками тела. Если же все меры предосторожности не принесли желаемого результата, тогда просто промойте кожу или глаза большим количеством чистой воды. При попадании смазки внутрь организма лучше сразу обратиться к врачу.

Жидкость для ГУР

Владельцам автомобилей с системой ГУР наверняка знаком еще один вид смазочных жидкостей, которые предназначаются для смазки элементов гидроусилителя руля.

Многие автовладельцы различают такие масла только по цвету, хотя реальные отличия кроятся намного глубже – в составе жидкостей, типе базы, вязкости и присадках.

То есть по своим характеристикам масла одного цвета могут быть совершенно разными, что исключает возможность их смешивания.

Выделяют три основных цвета жидкостей для гидроусилителя руля:зеленый (минеральные и синтетические масла не смешивают), желтый (обычно используются в автомобилях марки «Mercedes») и красный (нельзя смешивать минеральные и синтетические масла). Красные смазочные жидкости относят к семейству Dexron-ов, и все они относятся к классу смазочных жидкостей для автоматических коробок передач (в некоторых случаях еще и для ГУР).

Если вам дорога система гидроусилителя руля вашей машины, тогда вы должны знать о некоторых правилах использования смазочных жидкостей. Во-первых, нельзя смешивать зеленые масла с какими-либо другими, а во-вторых, нельзя смешивать синтетические и минеральные жидкости. При этом желтые и красные минеральные масла могут сочетаться друг с другом.

При работе с маслом для гидроусилителя руля стоит придерживаться стандартных мер предосторожности (лучше работать в перчатках и избегать длительного контакта с кожей), а в случае попадания жидкости на тело сразу же промыть этот участок большим количеством воды.

Жидкость для омывателя стекла

Использование специальной жидкости для очистки лобового стекла автомобиля – это наиболее действенный способ устранения загрязнений с этой поверхности.

Все такие составы делятся на летние (имеют обычную температуру замерзания) и зимнее (с пониженной температурой замерзания).

«Зимний» очиститель чаще всего представлен в виде жидкости синего цвета, в то время как летний имеет достаточно большую цветовую палитру: нередко встречаются составы желтого, розового и зеленого цвета.

Основой любых таких жидкостей являются различные спирты:метиловый (ядовитый даже в виде паров), этиловый (не ядовитый), изопропиловый (не очень ядовитый, но обладает резким запахом).

Более того, во многие составы добавляют этиленгликоль, который способен понизить температуру замерзания и препятствует кристаллизации жидкости.

Однако, вместе с тем, он является одним из сильнейших ядов синтетического происхождения, а значит, при заливке состава в бачок лучше избегать контакта с ним.

Охлаждающая жидкость

Охлаждающая жидкость (антифриз) имеет куда более низкую температуру замерзания, нежели вода, что позволяет избежать ее объемного расширения при превышении границ нормальных рабочих температур. Но даже этот факт не сможет полностью уберечь вас от проблем, так как при замерзании данный состав становится «кашей», мешающей нормальному функционированию силового агрегата.

В состав охлаждающей жидкости входит вода, гликоль и целый ряд специальных присадок, защищающих систему охлаждения мотора от коррозийного влияния, а само вещество от термохимического разрушения.

Сегодня в основном используют охлаждающие составы на основе этиленгликоля. Пропилен-гликолевые виды не столь токсичны, но из-за дорогого производства и меньшей температуры кипения они пока не пользуются большой популярностью.

Смешивать эти два вида составов категорически запрещается.

Все охлаждающие жидкости на основе гликоля очень токсичны и при приеме внутрь вызывают слабость, рвоту и потерю координации, а из-за их сладкого вкуса есть серьезный риск отравления детей и домашних животных. Поэтому хранить жидкость следует в недоступном для них месте.

Цвет антифриза сам по себе не играет существенной роли (может быть синего, зеленого, красного или даже фиолетового оттенка), а подкрашивают его лишь для удобства контроля уровня состава в расширительном бачке.

Если принимать во внимание принятые во всем мире маркировки, то цвет охлаждающей жидкости должен соответствовать ее составу, но на практике недобросовестные производители часто не придерживаются этого правила и окрашивают дешевую жидкость в цвет более дорогой.

Мочевинная жидкость AdBlue

Не секрет, что в состав мочевины входит аммиак, легко вступающий в реакцию с окислами азота, которые присутствуют в автомобильном катализаторе.

В результате такого взаимодействия из выхлопной трубы выделяются абсолютно безопасные для атмосферы азот и водяной пар.

AdBlue® – это торговая марка, зарегистрированная Ассоциацией автомобильной промышленности Германии (VDA), а ее продукция (жидкость AdBlue синего цвета) являет собой раствор чистой мочевины (32,5%), соединенной с деминерализованной водой (67,5%).

Состав применяют как добавочную рабочую жидкость для дизельных моторов, которые функционируют на основе технологии селективной каталитической нейтрализации SCR.

Под этим понятием принято понимать дозированный впрыск AdBlue в поток отработанных газов в присутствии катализатора.

Проще говоря, использование жидкости AdBlue позволяет дизельным силовым установкам соответствовать требованиям экологических стандартов Евро 4, – 5 и -6.

Не стоит путать данную жидкость с обычной мочевиной, так как технологии приготовления этих продуктов сильно разнятся, а любая самодеятельность неизбежно приведет к дорогостоящему ремонту.

Также следует помнить, что при попадании на кожу мочевинная жидкость вызывает сильное раздражение, а действие пролитого на электрические разъемы состава AdBlue ни в какое сравнение не идет с воздействием обычной воды.

Такая агрессивность заставляет производителей автомобилей изготавливать детали SCR и выхлопной системы из стойких к коррозии материалов, что существенно повышает их стоимость.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , и Instagram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть