Аль Бируни

Аль Бируни

Аль Бируни

Бируни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни; 973—1050 гг.) — известный ученый-энциклопедист, труды которого посвящены проблемам религии, астрономии, математики, геодезии, физики, минералогии, фармакологии, географии, истории, этнографии.

Работы Бируни по сравнительному изучению религий, культур и языков являют образец научной объективности.

В частности, отдавая предпочтение древней культуре Ирана, он, тем не менее, объявляет арабский язык наиболее совершенным средством изложения научных идей.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 32-33.

Бируни Аль (Birouni Al) Абу Раихан Мохаммед бен Ахмед (962-1048) – знаменитый магометанский космограф, родился в 962 году, ум. в 1048 году. Кроме астрономии, физики и математики, Альбируни занимался также хронологией восточных народов, а в особенности индийских.

Исторические рассказы, легенды, описания нравов и обычаев, имеющиеся у него, при этом, составляют неисчерпаемый источник материалов для истории Востока. Большинство произведений Бируни написаны на арабском яз., но есть также и персидские, a ” Kittab attafhim” Бируни написан на обоих языках. Европейские библиотеки имеют некоторые из главнейших произведений этого автора. Э.

Захау (Sachan) издал Б. “Chronologie orientalischer Volker”(Лейпц., 1878) и “Albirouni's India” (Лонд., 1887).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Бируни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни) (973–1048), среднеазиатский учёный-энциклопедист. Писал на арабском языке. Известность получили его труды по истории Индии, математике и астрономии, географии и топографии, физике, фармакологии и медицине, геологии и минералогии и др.

Впервые на Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Географические вопросы рассматриваются Бируни в разделах его астрономических сочинений, наиболее полно – в «Своде ал-Масуди» и «Определении крайних положений местностей для проверки расстояний поселений».

Интересны его утверждения о том, что в истории Земли суша и море меняются местами, что галька и гравий – это камни, когда-то отколовшиеся от гор. Некоторые труды посвящены классификации климата и народам северных стран, в том числе жителям европейской части России.

Бируни разработал методы определения географических координат, создал методику астрономических наблюдений, составил энциклопедию истории календаря, описал месторождения полезных ископаемых, множество видов растений.

Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Росмэн-Пресс, М., 2006.

Бируни, аль-Бируни Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмед (973, Кята,— 1048, Газна), средневековый учёный-энциклопедист и мыслитель. В 1004—1018 годы жил в Хорезме, с 1018 года в Газне.

Автор около 150 трудов (до нас дошло около 1/5 части) по астрономии, геодезии, математике, географии, минералогии, физике, фармакологии, философии, истории, этнографии, литературоведению.

В астрономии придерживался господствовавшей в его время геоцентрической системы Птолемея, однако с позиций математики признавал возможность гелиоцентризма.

Детально разработал метод определения географической долготы по наблюдению лунных затмений из двух точек, впервые построил глобус Земли, определил величину Земли по наблюдению понижения горизонта, составил тригонометрические таблицы, вывел правило квадратичного интерполирования, ввёл в научый обиход метод определения минералов по их удельным весам. Труды Бируни содержат ценнейшие сведения по истории и этнографии народов Средней Азии, Индии и стран Ближнего и Среднего Востока. Ортодоксально-исламские воззрения сочетались у Бируни с естественнонаучным подходом к познанию природы: наука, по Бируни, должна опираться прежде всего на опыт и наблюдения. Высказывал идеи цикличности исторического процесса.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв,П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Избр.   произв.,  т.   1—6,  Таш.,   1957—75.

Литература: Булгаков П. Г., Жизнь u труды Б., Таш., 1972; Шарипов   А.,  Великий   мыслитель   А. Б.,   Таш.,    1972;   Кедров   Б. M., Pозенφельд  Б. А., Абу Райхан Б. (К 100-летию со   дня  рождения),   М.,   1973.

Бируни, Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад, ал (4 сентября 973, Кята — 11 декабря 1048, Газна) — ученый-энциклопедист. В 1004—18 жил в Хорезме, с 1017 в Газне.

Автор около 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии (до нашего времени дошло около 1/5 части; среди основных — «Хронология», «Памятники минувших поколений», «Наука звезд», «Канон Мас'уда», «Минералогия»), Как натурфилософ склонялся к деистическому взгляду на мироздание.

Как ученый-естествоиспытатель сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений с помощью гелиоцентризма. На основе изучения летоисчисления разных народов предложил общие принципы составления календарей, в т. ч.

сельскохозяйственных. Владея в разной степени арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии на разные языки.

С газнийским периодом жизни ал-Бирунй (наиболее плодотворным, несмотря на преследования, которым он подвергался) связаны его путешествия в Индию, изучение санскрита, написание фундаментального, не имеющего аналогов во всей древней и средневековой научной мысли труда «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом и отвергаемых» (другое название — «Индия», завершен в 1030). В нем ал-Бируни, опираясь на сведения, полученные от людей разного социального и культурного уровня, и на изучение письменных памятников, дал, как отметил В. Р. Розен, «беспристрастное, вполне свободное от религиозных, расовых, национальных и кастовых предрассудков» («Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества», 1888, т. 3) детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил и проинтерпретировал их религиозно-философские системы. Излагая религиозно-философские учения индийцев, рассматривал концепцию Бога, подчеркивал идею богопознания как пути к спасению; обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию «деятеля», действующей причины, которая в разных индийских учениях представлена в виде Бога, или «естества», или времени, или материи, которая есть и естество и причина времени, достаточно точно перелагал учение классической санкхъи, в т. ч. теорию космической эволюции, учение о душе и ее связи с «тонким телом» и др. При исследовании ал-Бируни широко и сознательно использовал сравнительный метод: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость» («Индия». М., 1995, с. 60), при этом ссылаясь на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродисийского, Галена и других греческих авторов. Сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям. При сравнении обычаев разных народов упоминаются славяне, тибетцы, хазары, тюрки и др.

Распространенная в небольшом количестве экземпляров «Индия» не вызвала значительного интереса у современников, редко упоминалась и цитировалась арабскими и персидскими авторами. В 1845 она частично была переведена на французский язык и издана М. Рено (Париж); в 1887 в Лондоне Э.

Захау опубликовал ее арабский оригинал, а в следующем году — английский перевод (Alberun Vs India. An Account of the Religion, Philosophy, Literature, Chronology, Astronomy, Customs, Laws and Astrology of India about A.D. 1030, ed. in the Arabic original by E. Sachau. L., 1988). В русском переводе (А. Б. Халидова и В.

Г. Эрмана) впервые издана в 1961.

Одновременно с работой над «Индией» ал-Бирунй выполнил перевод «Санкхьи» (вероятнее же, комментариев Га- удапады к трактату Ишвара-Кришны «Санкхья-карика»; перевод не сохранился) и «Патанджали» («Йога-сутры» Патанджали) на арабский язык, а также переложение «Начал» Евклида и «Алмагеста» Птолемея на санскрит.

Настаивал на необходимости тщательной проверки знания опытом. Экспериментальное знание ал-Бируни противопоставлял умозрительному.

Как построенную на умозрении подверг сомнению всю космическую систему Аристотеля, с этих же позиций критиковал аристотелевскую и, соответственно, авиценновскую концепции «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что «многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и религиозных» («Индия», с. 363). Поэтому, обязанный заниматься астрологией, в которой, по его словам, «предположения преобладают над достоверным знанием» («Геодезия», с. 260), он ограничивался выводами, основанными на астрономических исследованиях.

Е. А. Фролова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А – Д, с. 270-271.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Избр. произв., т. 1-6. Ташкент, 1957—75;

Индия. М., 1995.

Литература:

Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская 3. К. Абу-р-Райхан ал-Бируни. М., 1973;

Шарипов А. Великий мыслитель Беруни. Ташкент, 1972.

Источник: http://www.hrono.info/biograf/bio_b/biruni.php

Война

Вскоре бурные политические события и кровавые войны прервали научные занятия.

В начале 990-х годов правители Хорезма — хорезмшах из Кяты Мухаммед и эмир из Ургенча Мамун были втянуты в войну кочевников, а затем начали междоусобную борьбу.

Войска Мамуна прибыли в Кяту и беспощадно расправились с населением. Местный правитель был убит. Тогда впервые Бируни и познал тяжелый путь на чужбину.

В 992 г. он убегает в Рей около Тегерана. После смерти Мамуна, Бируни на короткое время возвращается в Кяту, а затем переезжает в Гурган — столицу одноименного княжества. Были надежды, что при Дворе правителя Гургана — Кабуса, который приобрел репутацию покровителя наук, будет возможность заниматься научными исследованиями.

В какой-то степени эти надежды оправдались. Здесь Бируни прожил примерно шесть лет и создал одну из выдающихся своих книг — «Хронологию» («Памятники минувших поколений»), в которой собрал и критически переработал известные ему достижения по астрономии.

Отдельные разделы произведения посвящены истории культуры и литературе разных народов. После этой книги Бируни стал известен далеко за пределами Гургана. Здесь он написал трактат, посвященный опровержению астрологических предсказаний, и другие работы.

Он попытался измерить градус земного меридиана, но без материальной поддержки не мог осуществить своего замысла. Неприятности начались после того, как ученый отказался занять высокий пост визиря, желая и дальше заниматься науками,

Бируни отклонил почетное предложение, и это испортило его отношения с правителем. К тому же, происхождение Бируни повлияло на его общественно-политические взгляды и научную позицию, и они во многом расходились с догмами официального мусульманства. Его называли богоотступником, еретиком, дьяволом.

Академия Мамуна

В 1004 году ученый принял приглашение нового хорезмшаха Мамуна II и поселился в его столице — Ургенче. Здесь он встретил своего учителя Ибн Ирака, выдающегося врача и философа Ибн Сина (Авиценна), врача, философа и астронома аль Масиха, которого называл своим наставником.

В Ургенче ученые организовали научный кружок «Академию Мамуна», что способствовало интенсивным научным исследованиям Аль Бируни и других ученых.

В течение нескольких лет Аль Бируни был также близким советником Хорезмшаха, прилагая много, усилий, чтобы сохранить мир и независимость страны.

Период относительного спокойствия был коротким. Сильный султан города Газни (теперь это небольшой город около Кабула), религиозный фанатик Махмуд хищно посягал на плодородные земли Хорезма. Он ставил все новые и дерзкие ультиматумы Хорезмшаху. Среди них было и требование, чтобы все известные ученые были доставлены к нему в Газни.

Хорезмшах предоставил ученым возможности самим решать, как действовать. Авиценна и Масих, переодевшись в лохмотья, отправились в Гурган. Когда они переходили через Каракумы, беглецов захватил страшный песчаный ураган. Масих не выдержал тягот дороги и погиб, в город добрался один Авиценна. Аль Бируни решил не оставлять в трудное время Хорезмшаха, который доброжелательно относился к нему.

Хорезмская Академия Мамуна

Плен Аль Бируни

Но скоро Мамун II погиб в результате дворцовой заговора, и полчища Махмуда ворвались в Хорезм. Они уничтожали людей, разрушали бесценные постройки.

Бируни вместе со своим учителем Ибн Ираком попал в плен и был вывезен в Газни. Здесь его ждало заключение, суд и жестокий приговор. Как неверного его должны были сбросить с крепостной стены.

Но при дворе Махмуда нашлись и друзья ученого, которые спасли его от гибели.

Они выложили у стены на месте падения мешки с хлопком и ученый только немного ушибся и вывихнул палец. Суеверный султан не решился казнить человека, которому сам Аллах подарил жизнь. В нелегких условиях Аль Бируни продолжал научные исследования, хотя над его головой за 13 лет плена не раз собирались грозовые тучи гнева правителя и коварные интриги придворных.

Именно в этот период ученый создал свои основные труды. Несколько раз он просил разрешение посетить родину. Но султан боялся, что Бируни поднимет восстание против него, и каждый раз отказывал. Зато ему удалось посетить завоеванные Махмудом северные районы Индии, где местные ученые благосклонно встретили Хорезмийцев. Ведь и они были пленными.

Индийский период

В Индии Бируни измерил длину градуса земного меридиана, а изучив санскрит, ознакомился с научными трудами индийских ученых. Он перевел на санскрит «Начала» Евклида, «Альмагест» Птолемея, свой трактат «Астролябии», а в 1030 закончил большую книгу «Индия».

Написание этого произведения было настоящим научным подвигом, героизмом ученого и человека-гуманиста. Ортодоксальный ислам рассматривал индейцев как врагов — неверных, культура которых должна была быть уничтожена, или, в лучшем случае, заслуживала пренебрежение. Бируни же в своей работе без всякой предвзятости оценил достижения индийских ученых.

Положение ученого улучшилось только после 1030, когда умер Махмуд, а султаном стал сын Махмуда — Масуд. Ему Бируни посвятил свое главное произведение «Канон Масуда по астрономии звезд», который закончил в 1036-1037 гг.

В 1038 году учёный написал капитальный труд «Минералогия, или Книга сводок для познания драгоценностей», в которой дана подробная информация по многим известным на тот момент металлах, их сплавах, рудах и минералах.

Однако судьба еще не исчерпала всех испытаний, отпущенных ученому.

Газнийское государство подверглась нападению кочевников-сельджуков. Масуд в 1040 попал в плен и погиб, большая часть его империи вошла в состав государства сельджуков. Сын Масуда — Маудуди досталось только небольшое владение. При дворе Маудуди, Аль Бируни и провел последние годы своей беспокойной жизни.

Трудно назвать научную отрасль, в которой не работал бы Аль Бируни. Среди наук, которые привлекали внимание ученого, была и математика. Практически он работал во всех отраслях современной ему математики.

Умер ученый в 1048 году. В истории науки навсегда останется имя пламенного патриота, мужественного борца против религиозного фанатизма, бесстрашного искателя и поборника истины в науке и справедливости в жизни.

Персидский учёный Аль Бируни на марках различных стран

Источник: http://www.alto-lab.ru/chemists/al-biruni/

Аль-Беруний

Аль Бируни

Сад цветущий, подруга и чаша с вином –

Вот мой рай. Не хочу очутиться в ином.

Да никто и не видел небесного рая!

Так что будем пока утешаться в земном.

Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́ ( 4 сентября 973, город Кят, Хорезм, — 9 декабря 1048, Газни, совр.

Афганистан) — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др.

Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц

Биография

Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гурганджаль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди.

Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II. С1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда.

Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Научные работы

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Главное сочинение Бируни по астрономии — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам».

План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца спредварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел — планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадрантерадиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов обастролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.

В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др. Им же составлена «Фармакогнозия в медицине» — книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время.

В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельных частей и продуктов выделения, привёл их точные признаки, упорядочил терминологию.

Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии[1].

Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди.

Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой.

Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.

Источник: http://hamrohonim.net/al-beruniy

Великие астрологи прошлого. Аль–Бируни

Аль Бируни

Аль-Бируни (973–1048) — средневековый учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, астрономии, математике и другим наукам.

Автор «Книги наставлений по основам искусства астрологии», написанной в 1029 году, которая по сей день представляет большую ценность для всех, интересующихся классической астрологией.

Абу-р-Райхан ал-Бируни получил серьезное математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак.

В своих сочинениях Аль-Бируни демонстрирует отличное знание греческих, персидских и арабских астрологических источников и, более того, выступает в качестве переводчика и исследователя трудов по индийской астрологии.

Аль-Бируни немало сделал для развития математического и астрономического аппарата астрологии, разработав таблицы движения планет, уточнив координаты «неподвижных» звёзд, предложив свою систему домов гороскопа, составив новые таблицы дирекций и профекций.

Об астрологическом искусстве Бируни уже при его жизни ходили легенды.  

Согласно одной из них, султан Махмуд Газневи, чтобы испытать искусство Бируни, приказал ему определить, через какую из четырех дверей он сейчас выйдет. Бируни попросил астролябию (один из первых астрономических приборов), вычислил высоту Солнца, начертил гороскоп и на глазах султана положил его под ковер. 

Султан тут же приказал прорубить пятую дверь в восточной стене и вышел. Вернувшись и вынув листок из-под ковра, султан прочел: «Не выйдет ни в одну из этих дверей. В восточной стене пробьют еще одну дверь, и он через нее выйдет». 

Уличенный в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни в окно (комната была на верхнем этаже). Так и сделали, но на уровне средней крыши был натянут тент, погасивший скорость падения. 

Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел!». «Предвидел», — ответил Бируни и попросил принести свой гороскоп. В предсказании на этот день стояло: «Меня сбросят с высокого места, однако я невредимым достигну земли и встану здоровым».

«Книга наставлений по основам искусства астрологии» Аль-Бируни

Легендарная книга классика арабской астрологии «Китаб ат-тафхим ли-ава'ил сина‘ат ат-танджим» или «Книга наставлений по основам искусства астрологии» была написана в 1029 году и задумывалась как своего рода памятка для учеников.

Она включает в себя глубокое сравнение арабской и индийской астрологии, а также изложение полного арсенала методик средневековых мастеров.

«Книга наставлений…» состоит из 530 параграфов, каждый из которых раскрывает ответы на определённые вопросы.

Это вопросы геометрии, арифметики, географии, хронологии, астрономии и астрологии.

Например, Аль–Бируни описывает в своем труде теорию движения Солнца, Луны и планет Солнечной системы, размеры светил и расстояния до них, эфемериды (таблицы небесных координат астрономических объектов, вычисленных через равные промежутки времени). 

Также в его книге представлены устройство и применение астролябии, знаки Зодиака с их подробной классификацией, дома гороскопа, жребии (арабские точки, условные точки, которые образуются при пересечении лучей планет и важнейших точек гороскопа), аспекты и сила планет, рекомендации по чтению гороскопов в разделе «Приговоры звёзд».

Таким образом, его труд – это практическое руководство для опытных астрологов и в то же время энциклопедия, охватывающая астрологическую традицию средневековья во всём её многообразии.

Всё это делает книгу уникальной.

Значение аспектов планет в астрологии – читайте здесь.

Наши современники об Аль-Бируни

Об этом астрологе хорошо написал Роман Броль, в предисловии к своему переводу «Книги наставлений»:
«Ал-Бируни признаёт, что астрология предоставляет особые возможности для осмысления явлений и процессов окружающего мира, осознавая при этом, что данная область знаний требует не слепого следования авторитетам и простого зазубривания, а вдумчивого осмысления и отделения зёрен от плевел».

Можно ли изменить свой гороскоп – читайте здесь.

Влияние Аль-Бируни на современную астрологию

«Книга наставлений» Аль-Бируни признана одной из классических работ по астрологии, его труд сохраняли и передавали из поколения в поколение.

Учёный подчёркивал неразрывную связь астрологии с другими областями знания.

Как говорит сам ал-Бируни во вступлении к «Книге наставлений…», «я начал с геометрии, затем перешёл к арифметике и числам, затем к устройству Вселенной, а затем к приговорам звёзд, ибо лишь тот достоин звания звездочёта, кто полностью изучил эти четыре науки» (Избр. соч., т. VI, с. 21). 

В XIII веке положения «Книги наставлений…» послужили основой для книги «Свободная астрономия» Гвидо Бонатти, одного из самых влиятельных практикующих астрологов своего времени, которая сама по себе оказала большое влияние на развитие науки.

Важно отметить, что Аль-Бируни внёс серьезный вклад в развитие хорарной астрологии, которая получила развитие не только в трудах Гвидо Бонатти, но и Ибн Эзра, Уильяма Лилли и других авторитетных специалистов.

Источники информации:

  • Аль-Бируни. Книга наставлений по основам искусства астрологии, издательство “Мир Урании”.
  • Роман Броль. Абу-р-Райхан ал-Бируни и его “Книга наставлений…”.
  • Бонатти, “Душа астрологии”, издательство “Мир Урании”.
  • Материалы сайта Peoples.ru.

Подобрать оптимальное решение для Вашей ситуации можно на консультации, прочитать подробнее о которой Вы можете здесь.

Источник: http://www.life-dzen.ru/articles_246.html

Аль-Бируни: создать глобус, геодезию и открыть европейцам Индию

Аль Бируни

В 990 году, когда ему было 17 лет, вычислил широту своего города, а также высоту полуденного солнца с помощью кольцевого инструмента. В 995 году в 22 года он написал работы по картографии и создал первый в мире глобус диаметром 5 метров.

Это был единственный глобус, составленный по математическим и астрономическим рассчетам. Эти исследования включены в труд «Определения границ местностей для уточнения расстояний между пространствами, или Геодезия», который он написал в период с 990 г. по 1025 г.

На заре активной научной жизни, судьба свела Бируни с другим выдающимся ученым, Ибн Синой (Авиценной). До наших дней дошли некоторые из их писем, в которых они обсуждали учения Аристотеля.

Жизнь Бируни была неспокойной, в те времена одни властители сменяли других. Кто-то относился к нему с пренебрежением, кто-то покровительствовал ему, а кто-то пытался даже казнить, обвинив в неверии.

Начало лишений

Конец 10 века был периодом гражданских войн. В 995 году правитель Хорезма Абу-Абдаллах Мухаммад, был свергнут и убит правителем Ургенча. Это обстоятельство вынудило Бируни покинуть Хорезм. Так началось время скитаний ученого. Маршрут переселения точно неизвестен. Некоторое время спустя он оказался в городе Рей (пригород современного Тегерана, Иран).

Здесь он работал с математиком и астрономом Абу Махмуд Ходжанди. Вероятно, что Бируни посещал свой город Кят в этот период, чтобы изучать лунное затмение. А в других городах затмение наблюдали его ученые-друзья (вероятнее всего, в Багдаде был его друг Абу-ль-Вафа аль-Бузджани). Благодаря полученным данным, они смогли рассчитать разницу в долготе между городами.

Назад в Хорезм.

В 1004 году Али Ибн Мамун пригласил Бируни в Ургенч. Туда были приглашены и другие видные ученые того времени — Абу Али Ибн Сина и Мухаммад Ибн Муса Аль Хорезми. В Ургенче была основана Академия Мамуна, которую возглавил Бируни. Это был один из первых университетов в мире.
Новые испытания

В 1017 году Хорезм был завоеван Султаном Газневидского государства Махмудом Газневи. Родина Бируни была разрушена, а его вместе со знатными людьми взяли в плен.

Жестокий правитель ревностно относился у учёному, однако предоставлял условия для его исследований. За 13 лет, прожитые в Газни, Бируни написал много трудов.

Во время походов Султана на Индию, Бируни познакомился с научными работами индийских учёных и культурой страны.

Про Индию он написал «Разъяснение свойственных индийцам научных достижений, которые принимаются или отрицаются умом».

Современники не придали особого значения этому труду Бируни, но в 19 веке сначала во Франции, а затем в Англии были опубликованы арабский оригинал и английский перевод, на русском языке издание вышло в 1961 году. Благодаря стараниям Бируни мир увидел достижения индийских ученых.

После того как Махмуд Газневи умер, правителем стал его сын Масуд. В отличие от отца, он был благосклонен к Бируни и с удовольствием поддерживал его. Их отношения были настолько хороши, что он назвал одно из своих сочинений именем правителя – «Канон Масуда», состоявший из одиннадцати книг.

Только тот, кто сторонится лжи и придерживается правды, достоин одобрения и похвалы, даже по мнению лжецов, не говоря уже о других. Ведь сказано: «Говорите истину, даже если она против вас самих».

«Областей знания много, и их становится еще больше, когда к ним непрерывной чередой обращаются умы людей эпохи восходящего развития: признаком последнего является стремление людей к наукам, их уважение к ним и их представителям.

Это, прежде всего, долг тех, кто управляет людьми, так как именно они должны освобождать сердца от забот обо всем необходимом для земной жизни и возбуждать дух к соисканию возможно больших похвал и одобрения: ведь сердца созданы, чтобы любить это и ненавидеть противоположное.

Однако для нашего времени характерна, скорее, обратная ситуация».

Источник: https://islam-afisha.ru/peoples/al--biruni-sozdat-globus-geodeziyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть