Диссоциация

Тема №33 «Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах и реакции ионного обмена.» | CHEM-MIND.com

Диссоциация

Из уроков физики известно, что растворы од­них веществ способны проводить электрический ток, а других — нет.

Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами.

Вещества, растворы кото­рых не проводят электрический ток, называются неэлектролитами. Например растворы сахара, спирта, глюкозы и некоторых других веществ не проводят элек­трический ток.

Электролитические диссоциация и ассоциация

Почему же растворы элек­тролитов проводят электри­ческий ток?

Шведский ученый С. Ар­рениус, изучая электропро­водность различных веществ, пришел в 1877 г. к выводу, что причиной электропровод­ности является наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде.

Процесс распада электролита на ионы называ­ется электролитической диссоциацией.

С. Аррениус, который придерживался физиче­ской теории растворов, не учитывал взаимодей­ствия электролита с водой и считал, что в раство­рах находятся свободные ионы. В отличие от него русские химики И. А. Каблуков и В. А. Кистяков- ский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию Д. И.

Менделеева и доказали, что при растворении электролита про­исходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы. Они считали, что в растворах находятся не свободные, не «голые» ионы, а гидратированные, т. е.

«одетые в шубку» из молекул воды.

Молекулы воды представляют собой диполи (два полюса), так как атомы водорода расположены под углом 104,5°, благодаря чему молекула имеет угло­вую форму. Молекула воды схематически представ­лена ниже.

Как правило, легче всего диссоциируют веще­ства с ионной связью и, соответственно, с ионной кристаллической решеткой, так как они уже состо­ят из готовых ионов. При их растворении диполи во­ды ориентируются противоположно заряженными концами вокруг положительных и отрицательных ионов электролита.

Между ионами электролита и диполями воды возникают силы взаимного притяжения. В ре­зультате связь между ионами ослабевает, и про­исходит переход ионов из кристалла в раствор. Очевидно, что последовательность про­цессов, происходящих при диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей), будет такой:

1) ориентация молекул (диполей) воды около ио­нов кристалла;

2) гидратация (взаимодействие) молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла;

3) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы.

Упрощенно происходящие процессы можно от­разить с помощью следующего уравнения:

Аналогично диссоциируют и электролиты, в мо­лекулах которых ковалентная связь (например, мо­лекулы хлороводорода HCl, смотри ниже); только в этом случае под влиянием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ион­ную; последовательность процессов, происходящих при этом, будет такой:

1) ориентация молекул воды вокруг полюсов моле­кул электролита;

2) гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита;

3) ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную);

4) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы.

Схема электролитической диссоциации хлорида натрия на гидратированные ионы

Упрощенно процесс диссоциации соляной кис­лоты можно отразить с помощью следующего урав­нения:

Следует учитывать, что в растворах электро­литов хаотически движущиеся гидратированные ионы могут столкнуться и вновь объединиться между собой. Этот обратный процесс называется ассоциацией. Ассоциация в растворах происходит параллельно с диссоциацией, поэтому в уравнени­ях реакций ставят знак обратимости.

Схема электролитической диссоциации полярной молекулы хлороводорода на гидратированные ионы

Свойства гидратированных ионов отличаются от свойств негидратированных.

Например, негидрати­рованный ион меди Cu2+ — белый в безводных кри­сталлах сульфата меди (II) и имеет голубой цвет, когда гидратирован, т. е. связан с молекулами во­ды Cu2+ • nH2O.

Гидратированные ионы имеют как постоянное, так и переменное число молекул воды.

Степень электролитической диссоциации

В растворах электролитов наряду с ионами при­сутствуют и молекулы. Поэтому растворы электро­литов характеризуются степенью диссоциации, ко­торая обозначается греческой буквой а («альфа»).

Степень диссоциации — это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (Ng), к общему числу растворенных частиц (Np).

Степень диссоциации электролита определяется опытным путем и выражается в долях или про­центах. Если а = 0, то диссоциация отсутствует, а если а = 1, или 100 %, то электролит полностью распадается на ионы.

Различные электролиты име­ют различную степень диссоциации, т. е. степень диссоциации зависит от природы электролита.

Она также зависит и от концентрации: с разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.

По степени электролитической диссоциации электролиты делятся на сильные и слабые.

Сильные и слабые электролиты

Сильные электролиты — это электролиты, кото­рые при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов зна­чение степени диссоциации стремится к единице.

К сильным электролитам относятся:

1) все растворимые соли;

2) сильные кислоты, например: H2SO4, HCl, HNO3;

3) все щелочи, например: NaOH, KOH.

Слабые электролиты — это такие электроли­ты, которые при растворении в воде почти не дис­социируют на ионы. У таких электролитов значе­ние степени диссоциации стремится к нулю.

К слабым электролитам относятся:

1) слабые кислоты — H2S, H2CO3, HNO2;

2) водный раствор аммиака NH3 • H2O;

3) вода;

4) некоторые соли.

Константа диссоциации

В растворах слабых электролитов вследствие их неполной диссоциации устанавливается динамичес­кое равновесие между недиссоциированными моле­кулами и ионами. Например, для уксусной кислоты:

Можно применить к этому равновесию закон действующих масс и записать выражение констан­ты равновесия:

Константу равновесия, характеризующую про­цесс диссоциации слабого электролита, называют константой диссоциации.

Константа диссоциации характеризует способ­ность электролита (кислоты, основания, воды) диссо­циировать на ионы. Чем больше константа, тем лег­че электролит распадается на ионы, следовательно, тем он сильнее. Значения констант диссоциации для слабых электролитов приводятся в справочниках.

Основные положения теории электролитической диссоциации

1. При растворении в воде электролиты диссо­циируют (распадаются) на положительные и отри­цательные ионы.

Ионы — это одна из форм существования хими­ческого элемента. Например, атомы металла натрия Na0 энергично взаимодейству­ют с водой, образуя при этом щелочь (NaOH) и водород Н2, в то время как ионы натрия Na+ таких продуктов не обра­зуют. Хлор Cl2 имеет желто­зеленый цвет и резкий запах, ядовит, а ионы хлора Cl— бесцветны, не ядовиты, лишены запаха.

Ионы — это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов одного или нескольких химических элементов в результате отдачи или присоединения электронов.

В растворах ионы беспорядочно передвигаются в различных направлениях.

По составу ионы делятся на простые — Cl—, Na+ и сложные — NH4+, SO2—.

2. Причиной диссоциации электролита в вод­ных растворах является его гидратация, т. е. взаи­модействие электролита с молекулами воды и раз­рыв химической связи в нем.

В результате такого взаимодействия образуются гидратированные, т. е. связанные с молекулами во­ды, ионы. Следовательно, по наличию водной обо­лочки ионы делятся на гидратированные (в раствоpax и кристаллогидратах) и негидратированные (в безводных солях).

3. Под действием электрического тока положитель­но заряженные ионы движутся к отрицательному по­люсу источника тока — катоду и поэтому называют­ся катионами, а отрицательно заряженные ионы движутся к положительному полюсу ис­точника тока — аноду и по­этому называются анионами.

Следовательно, существу­ет еще одна классификация ионов — по знаку их заряда.

Сумма зарядов катионов (Н+, Na+, NH4+, Cu2+) равна сумме зарядов анионов (Cl—, OH—, SO42-), вследствие че­го растворы электролитов (HCl, (NH4)2SO4, NaOH, CuSO4) остаются электронейтральными.

4. Электролитическая диссоциация — процесс обратимый для слабых электролитов.

Наряду с процессом диссоциации (распад элек­тролита на ионы) протекает и обратный процесс — ассоциация (соединение ионов). Поэтому в уравне­ниях электролитической диссоциации вместо знака равенства ставят знак обратимости, например:

5. Не все электролиты в одинаковой мере диссо­циируют на ионы.

Степень диссоциации зависит от природы элек­тролита и его концентрации. Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.

Реакции ионного обмена

Свойства растворов слабых электролитов об­условлены молекулами и ионами, образовавшими­ся в процессе диссоциации, которые находятся в динамическом равновесии друг с другом.

Запах уксусной кислоты обусловлен наличием молекул CH3COOH, кислый вкус и изменение окра­ски индикаторов связаны с наличием в растворе ионов H+.

Свойства растворов сильных электролитов опре­деляются свойствами ионов, которые образуются при их диссоциации.

Например, общие свойства кислот, такие как кислый вкус, изменение окраски индикаторов и др., обусловлены наличи­ем в их растворах катионов водорода (точнее, ионов оксония H3O+).

Общие свойства щелочей, такие как мылкость на ощупь, изменение окраски индикаторов и др.

связаны с присутствием в их рас­творах гидроксид-ионов OH—, а свойства солей — с распадом их в растворе на катионы металла (или аммония) и анионы кислотных остатков.

Согласно теории электролитической диссоциа­ции все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Этим обуслов­лена высокая скорость многих химических реак­ций в растворах электролитов.

Реакции, протекающие между ионами, называ­ют ионными реакциями, а уравнения этих реак­ций — ионными уравнениями.

Реакции ионного обмена в водных растворах мо­гут протекать:

1. Необратимо, до конца.

2. Обратимо, то есть протекать одновременно в двух противоположных направлениях. Реакции обмена между сильными электролита­ми в растворах протекают до конца или практи­чески необратимы, когда ионы, соединяясь друг с другом, образуют вещества:

а) нерастворимые;

б) малодиссоциирующие (слабые электролиты);

в) газообразные.

Приведем несколько примеров молекулярных и сокращенных ионных уравнений:

Реакция необратима, т. к. один из ее про­дуктов — нерастворимое вещество.

Реакция нейтрализации необратима, т. к. об­разуется малодиссоциирующее вещество — вода.

Реакция необратима, т. к. образуется газ CO2 и малодиссоциирующее вещество — вода.

Если среди исходных веществ и среди продуктов реакции имеются слабые электролиты или мало­растворимые вещества, то такие реакции являются обратимыми, т. е. до конца не протекают.

В обратимых реакциях равновесие смещается в сторону образования наименее растворимых или наименее диссоциированных веществ.

Например:

Равновесие смещается в сторону образования более слабого электролита — H2O. Однако до конца такая реакция протекать не будет: в растворе оста­ются недиссоциированные молекулы уксусной кис­лоты и гидроксид-ионы.

Если исходные вещества — сильные электро­литы, которые при взаимодействии не образуют нерастворимых или малодиссоциирующих веществ или газов, то такие реакции не протекают: при сме­шивании растворов образуется смесь ионов.

Шпаргалка

Справочный материал для прохождения тестирования:

Таблица Менделеева Таблица растворимости

Источник: https://www.chem-mind.com/2017/04/23/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%E2%84%9633-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86/

43. Ассоциация и диссоциация | НЛП для начинающих

Диссоциация
коммуникация изменение субмодальности ассоциация диссоциация

Александр Любимов

Большинство из нас умеет делать замечательную вещь – наблюдать за собой «со стороны». Можете представить, как вы выглядите сбоку? А сверху? А с расстояния пять метров? Такой способ восприятия ситуации – наблюдение за собой со стороны – называется диссоциацией. В отличие от ассоциации, когда мы наблюдаем «своими глазами», «изнутри».

Диссоциация: вижу себя со стороны

При ассоциированном восприятии мы включены в ситуацию, переживаем её изнутри, чувствуем эмоции, связанные с ситуацией.

При диссоциированном восприятии – оцениваем происходящее как посторонний наблюдатель. И испытываем эмоции по поводу происходящего.

Играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице

или

смотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель.

В первом случае (ассоциация) мы в том числе получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, тяжесть в желудке), тактильным (ветер на лице) и мета-ощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье).

Во втором случае (диссоциация) – только к мета-ощущениям. При чём эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится – не нравится, хорошо – плохо, раздражает, восторгает и т.д.

Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации»

В большинстве случаев диссоциация от неприятных ситуаций позволяет резко снизить интенсивность негативных переживаний. Но диссоциация от приятных ситуаций – это эффективный способ сделать свою жизнь серой и скучной.

Диссоциация полезна, когда вам нужно переоценить ситуацию в прошлом, оценить текущий момент, уменьшить эмоциональную вовлечённость

Например, воспоминание о падении с велосипеда или сложный разговор с начальником.

Ассоциация же позволяет получить доступ к эмоциям внутри ситуации

Это может быть полезным при воспоминании о приятных ситуациях или для лучшего переживания текущего момента: вкусный обед, приятный разговор с друзьями, хороший секс.

Но можно диссоциироваться аудиально: представьте, что слышите свой голос «со стороны». Например, записанный на диктофон. Но это несколько сложнее, по крайней мере для людей нашей культуры

Да, ещё одно важное свойство диссоциации – много вариантов восприятия. Себя можно видеть сверху, сбоку, из-за уха, с высоты 500 километров или из под стула.

Сравнительная таблица

АссоциацияДиссоциация
Воспринимаю ситуацию как участник.Воспринимаю ситуацию как наблюдатель.
Вижу своими глазами Сам говорюВижу себя со стороны Слышу себя со стороны
Единственно возможный вариантМожет быть несколько способов восприятия
Внутренние, тактильные и мета-ощущения.Только мета-ощущения.
Речь о себе от первого лица: – Я думаю, что…Речь о себе от третьего лица: – Он думает, что…- Иван Петрович думает, что…
ВЭ/АЭВК/АК

Если же воспринимать диссоциацию именно как «эмоциональное отсоединение от ситуации», то уход в дигитальный канал – это тоже вид диссоциации: «Я думаю, что в этой ситуации мои поступки не обладали взвешенностью и осторожностью».

Ещё один из достаточно простых способов диссоциироваться от ситуации – описать процесс при номинализаций:

– Я сегодня разговаривал с Аней.
– У меня сегодня был разговор с Аней.

Многомерная диссоциация

Диссоциация может быть многомерной – мы ведь можем представить себя, наблюдающего за собой (2-х мерная диссоциация). А можно наблюдать за собой, наблюдающим за собой (3-х мерная диссоциация). И так далее.

Каждый дополнительный уровень диссоциации позволяет уменьшить вовлечённость в ситуацию и переживания, с этим связанные.

Многомерная диссоциация используется в случае с сильными травмирующими переживаниями, фобиями – так, многомерная диссоциация является одним из важных компонентов техники «Быстрое лечение фобий» (о которой чуть позже).

«Взгляд со стороны»

Представьте себя со стороны с различных точек зрения:

  • с потолка;
  • из-за уха;
  • со спины;
  • снизу
  • справа;
  • из дальнего угла комнаты.

«Примерка одежды»

Прежде чем надеть что-нибудь, представьте, как вы смотритесь со стороны в этом. Сравните с изображением в зеркале.

«Переоценка ситуации»

Возьмите ситуацию из вашего прошлого, которую вы довольно эмоционально оцениваете. Но при этом не слишком важную. Пересмотрите её всю ещё несколько раз диссоциированно с разных точек зрения. Если переживания слишком сильные, предварительно поставьте себе сильный ресурсный кинестетический якорь и удерживайте его в процессе перепросмотра.

Оцените, как меняется ваша эмоциональная оценка ситуации при различных способах восприятия.

«Аудиальная диссоциация»

Возьмите какую-нибудь нейтральную ситуацию из вашего прошлого, в которой вы что-то говорите. Потренируйтесь не только видеть себя «со стороны», но и слышать себя «со стороны».

«Взвешенная оценка»

Потренируйтесь воспринимать диссоциированно текущую ситуацию. Начать можно с моментов, когда вы просто идёте по улице, потом во время нейтрального общения и так далее. Цель – способность на время диссоциироваться даже во время эмоционально напряжённой ситуации.

«Перепроживание приятного события»

Вспомните приятное событие из прошлого: поход с друзьями, удачное свидание, хороший секс. Перепроживите эту ситуацию три-четыре раза «изнутри». Ваша задача всё время быть «внутри» ситуации. И старайтесь с каждым перепросмотром замечать всё больше деталей.

«Здесь и сейчас»

Это упражнение на включённость в текущий момент. Просто последовательно пройдитесь по всем сенсорным модальностям:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас чувствую (кожей, внутри, эмоции, вкус, запах);
  • я сейчас говорю себе.

«Включённость в ситуацию»

Ваша задача быть включённым в текущую ситуацию, не отвлекаться на оценку и взгляд со стороны. Начинать лучше с простых ситуаций: иду по улице, еду на велосипеде, ем, – потом чуть более сложные: говорю с продавцом, общаюсь с клиентом по телефону, – и самое крутое: разговариваю с мужем/женой, занимаюсь сексом, гуляю с друзьями в парке.

«Все модальности»

Пройдитесь сначала по всем сенсорным модальностям в ассоциированном состоянии:

  • я сейчас вижу;
  • я сейчас слышу;
  • я сейчас чувствую (кожей, внутри, эмоции, вкус, запах);
  • я сейчас говорю себе.

А теперь пройдитесь по всем сенсорным модальностям в диссоциированном состоянии:

  • я выгляжу со стороны;
  • мой голос слышится;
  • я испытываю по поводу себя в этой ситуации эмоции.

«Переключение»

Тренируйтесь быстро переключаться между ассоциированным и диссоциированным восприятием ситуации. Например, 30 секунд – ассоциация, 30 секунд – диссоциация. И так раз десять подряд. При этом вы тренируетесь все эти тридцать секунд быть внутри себя (наблюдать за собой со стороны).

«Критерии выбора»

Напишите для себя список критериев и контекстов, когда вам лучше быть ассоциированным, а когда – диссоциированным. Например.

Ассоциация: приятные воспоминания, комфортная ситуация, интересное общение, еда…

Диссоциация: неприятные воспоминания, оценка внешности, оценка собственного поведения, эмоционально напряжённая ситуация…

По теме

16. Субмодальности

33. Присоединение к сенсорной модальности

Модель НЛП:: Ассоциация – диссоциация

Тест:: Ассоциация – диссоциация

Статья:: Ассоциация и диссоциация

Схема:: Субмодальности

Модель НЛП:: Субмодальности

Тренинг:: Успешное Мышление

Новое на trEnings.ru

: НЛП в картинках

НЛП для начинающих: Фокус внимания и транс

: НЛП-мотиваторы.5

НЛП для начинающих: Управление состоянием

НЛП для начинающих: Основные навыки гипноза

Новость:: Весенние скидки!!!

Заметка:: «Шестишаговый рефрейминг» без частей

НЛП для начинающих: Гипноз в повседневной коммуникации

НЛП для начинающих: Как подобрать технику НЛП

Карточки:: Разговорный рефрейминг

Наши новости

Источник: https://nlp.trenings.ru/blog/43-assotsiatsiya-i-dissotsiatsiya

Диссоциация и диссоциативные отклонения — что это такое?

Диссоциация

В основе ряда психических расстройств лежит такое явление, как «диссоциация».

Что же это такое?

Может ли диссомния возникнуть на фоне тревожно-депрессивного эпизода? Ответ узнайте прямо сейчас.

Понятие

Диссоциация — психологический механизм, заключающийся в стремлении человека воспринимать ситуацию так, будто она происходит не с ним, а с кем-то другим.

Мозг диссоциирует, защищая психику от сильных эмоциональных потрясений.

Сами потрясения могут быть как негативными (пережитая травма, неприятные воспоминания), так и позитивными (чересчур сильные положительные эмоции, вызывающие дистресс и истощение).

Диссоциация защищает нас от ударов по психике, т.к. появляется уверенность в том, что мы отсутствуем в данной ситуации. Разум разделяет и редактирует воспоминания. Оригинальные мыслеобразы остаются в подсознании и могут всплыть в памяти, если сработает определенная ассоциация.

В повседневной жизни диссоциация может быть полезна и проявляться в обыденных ситуациях. К примеру, если нужно оценить свой наряд или поведение со стороны.

В XIX веке французский психолог Пьер Жане ввел термин «диссоциация» (от латинского dissociatio — «разъединение, разделение»), обнаружив, что часть идей человека может существовать вне его сознания. Однако эта идея может быть возвращена в сознание с помощью гипноза.

О диссоциации, как о механизме защиты психики в этом ролике:

Какие идеи рассматривает когнитивная психология? Узнайте об этом из нашей статьи.

Признаки

  • ощущение, будто ситуация происходила не с вами;
  • искажения воспоминаний;
  • убежденность в том, что переживаемые чувства вам не принадлежат;
  • убежденность в том, что ваши чувства самостоятельны и не зависят от вас;
  • физическое недомогание: головные боли, возможные боли в участках тела;
  • провалы в памяти, вплоть до амнезии;
  • потеря ощущения и/или понимания реальности;
  • в тяжелых случаях — ощущение выхода из тела, отделения от него сознания; будто смотришь на себя со стороны.

Кроме того, при диссоциации человек может слышать внутренние голоса (беседы его личностей) и иметь склонности к суициду.

Примеры

Есть множество примеров диссоциации у человека, от нормы до патологий. Наиболее ярким является пример множественного (диссоциативного) расстройства личности, или по-простому раздвоения личности.

В этом случае при переживании травматического опыта мозг создает «вторую личность», цель которой как раз состоит в принятии на себя этого самого опыта (чтобы «основная личность» оставалась в безопасности).

Одно из проявлений «нормальной» диссоциации — искажение неприятных фрагментов воспоминаний, внушение самому себе, что ситуация не имела к вам отношения (происходила не с вами) и т.д.

В норме

диссоциацией в норме (или другими словами адаптивной) считается первая реакция человека на стресс или сильное эмоциональное потрясение.

когда ситуация требует собранности и надо «взять себя в руки», к чему человек может оказаться не готов, мозг диссоциирует.

таким образом человеку предоставляется возможность временно отстраниться от эмоций, оценить собственные действия со стороны и принять рациональное решение.

этот механизм полезен в некоторых случаях. однако слишком частое использование диссоциации несет негативные последствия (в основном сказывается на отношениях человека с обществом).

так, люди с повышенной чувствительностью диссоциируют в любых ситуациях, требующих эмоционального вовлечения. в связи с этим им часто трудно наладить отношения с другими людьми.

постоянная диссоциация понижает эмпатию, пропадает способность оценивать эмоциональную сторону происходящего. это, в свою очередь, ведет к изоляции, замкнутости индивида.

к постоянным диссоциациям склонны в основном люди, пережившие насилие или травмы в детстве, когда психика особо восприимчива.

список книг по когнитивно-поведенческой терапии вы найдете на нашем сайте.

патологическая

при постоянных диссоциациях нарушается психическое здоровье человека.

могут развиться расстройства из разряда диссоциативных.

согласно исследованиям, у 98% людей они развиваются в первые годы жизни или в юном возрасте.

ребенок диссоциирует, когда испытывает болезненное переживание. вернуть его в нормальное состояние может эмоциональный контакт с одним из родителей (обычно матерью). если он не получает должной заботы, временная диссоциация превращается в постоянную.

перетечет это в психическое расстройство или нет, зависит от конкретного человека: имеет ли он природную предрасположенность к расстройствам, высока ли чувствительность, как долго длился травматичный опыт и пр.

как справиться с диссоциацией при помощи простукивания? метод эмоциональной свободы:

о стадиях когнитивного развития ребенка читайте здесь.

виды диссоциативных отклонений

Диагнозы, входящие в МКБ-10:

  1. Диссоциативная амнезия (F44). Расстройство, при котором пациент теряет воспоминания о тех или иных фрагментах жизни (как правило, неприятных). При этом сохраняется способность воспринимать новую информацию. Степень тяжести варьируется от легкой (потеря некоторых воспоминаний) до тяжелой (глубокая амнезия). Потеря памяти обычно внезапная, и пациент ее осознает, сознание при этом не нарушается.
  2. Диссоциативная фуга (F44.1). Происходит от латинского «fuga» — «бегство». Больной целенаправленно переезжает в новое место и теряет все воспоминания о прошлой жизни, в том числе забывает свою биографию и имя. Он может придумать новые, найти другую работу и при этом не знать, что он болен. Причиной диссоциативной фуги может стать серьезная травма, пережитая человеком, или тяжелая жизненная ситуация. Таким образом мозг создает защиту, отключается от проблем.
  3. Обычно диссоциативная фуга длится несколько часов или месяцев, и после ее окончания больной вспоминает прошлую жизнь, но забывает все, что было во время фуги.

  4. Состояние транса и одержимости (F44.3). Состояние транса — связь сознательного и бессознательного состояния, сопровождается активностью определенных мозговых волн (в особенности бета). Когда человек впадает в транс целенаправленно, это называется медитацией; в остальных случаях причастно к диссоциативным психическим расстройствам. Одержимость — полное подчинение воли человека какому-то желанию или мысли (одержимость идеей). С точки зрения науки, связано с самовнушением. В обоих случаях в МКБ-10 расстройства классифицируются как «потеря себя как личности».

    Также: диссоциативные двигательные расстройства, конвульсии, потеря чувственного восприятия, деперсонализация личности и пр.

  5. Диссоциативное расстройство идентичности (F44.81). Мало распространенное расстройство, при котором личность человека разделяется на две или несколько (появляются так называемые субличности). Между личностями происходят переключения, то есть в определенные моменты они заменяют друг друга в сознании. При этом они могут быть разного пола и возраста, расы, характера, уровня интеллекта и пр. Как правило одна из личностей не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая.

    Является самым крайним проявлением диссоциации. Возникает как правило в раннем детстве из-за пережитого насилия, сильных стрессов.

    Симптомами сочетает в себе диссоциативную амнезию, фугу, деперсонализацию и т.д. Долгое время существование данного расстройства ставилось под сомнение.

Диссоциативное расстройство — раздвоение личности. О причинах и способах лечения в этом видео:

Связь ассоциации и диссоциации

Помимо диссоциации существует также ассоциация. Это разные типы восприятия ситуаций.

Если в случае диссоциации подразумевается «отключаюсь, смотрю чужими глазами», то при ассоциации наоборот — «максимально включаюсь в ситуацию».

Ассоциация позволяет нам быть в ситуации, ощущать ее как бы изнутри, непосредственно участвовать. Диссоциация позволяет отстраниться, наблюдать со стороны.

Ассоциация — «мои действия», диссоциация — «моя оценка собственных действий».

Мы уже говорили, что диссоциация позволяет нам смягчить восприятие неприятных ситуаций. Ассоциация же наоборот открывает нам доступ к эмоциям, переживаемым внутри ситуации.

Мы ассоциируем, когда вспоминаем приятные фрагменты, в которых мы участвовали (воспоминание о Дне рождения, поездке куда-либо и т.д.).

Ассоциация отчасти связана с эмпатией. Благодаря ней мы можем ассоциировать себя с другим человеком, понимать его мотивы, намерения действий. Это происходит, например, когда мы плачем над грустным эпизодом фильма или пародируем другого человека.

Оба этих восприятия полезны в легкой форме и редких проявлениях.

В заключение можно сказать, что умеренно диссоциировать — это нормально и в какой-то степени даже полезно. Но при появлении симптомов расстройств или в случае постоянных диссоциаций следует немедленно обратиться к психиатру.

Тест на когнитивные способности мозга есть тут.

Ассоциация-диссоциация. Как избавиться от негативных переживаний? Узнайте из видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/psihiatriya/chto-takoe-dissotsiatsiya.html

Диссоциация личности: значение явления

Диссоциация

Диссоциация – это неосознанный процесс, во время которого мышление отделяется от сознания и продолжает свою работу в независимом режиме. К примеру, возникла ситуация, требующая определенного взгляда. Но человек не может определиться, и у него возникают противоречивые мнения по этому вопросу: он вроде и согласен, но в то же время и не согласен.

То есть, другими словами, человек диссоциировал. Пару веков назад диссоциация впервые появилась как термин в психологии, психология смогла уже точно объяснить его значение. В результате многочисленных наблюдений ученые смогли выяснить, что некоторые идеи и мысли «отсоединяются» и продолжают свое существование отдельно от личности человека, как бы вне его мышления.

Рекомендуем: Что такое амбивалентность?

Весьма примечательно то, что диссоциация сама по себе не вызывает опасений, однако ее следствием являются различные психические расстройства, в частности раздвоение личности. Такой феномен выражается в состоянии, когда человек совмещает в своем сознании несколько отдельных личностей.

В этом случае психологи ставят диагноз, который называется диссоциативное расстройство. Однако прежде чем углубляться в эту тему, стоит разобраться, какие техники диссоциации существуют и каково влияние этого состояния на личность человека.

«Это происходит не со мной»

Это состояние, которое не всегда несет в себе что-то неприятное, связанное с болезнями. Механизм диссоциации – это механизм психологической защиты. Это адаптация нашего сознания, защитная реакция от некоторых событий, когда мы воспринимаем происходящее с нами как бы со стороны.

В этом случае человек не ощущает себя участником событий, он будто стоит в стороне, как посторонний наблюдатель.

Таким образом, он разделяет негативные эмоции и свою личность, не давая им соединиться, чтобы не погружаться в полной мере в ощущение дискомфорта или боли.

Человек может диссоциировать не только неприятности, но также и весьма приятные эмоции, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие.

В наше время диссоциацией уже никого не удивишь, хотя этот термин редко упоминают в обыденной жизни. Тем не менее каждый из нас пользуется этим приемом чуть ли не каждый день. Если человек пытается сдержать эмоции, получив некую травму, – значит, он применил диссоциированный прием. Он как бы отсутствует, живет вне своего тела.

То есть, применяя подобный прием, вы продуктивно избавляете себя от неприятных ощущений, нивелируете их. Вспомнив историю, которая вас когда-то расстроила, вы инстинктивно ограждаете свои мысли от прошлых огорчений. Такая защита свойственна каждой личности.

Рекомендуем: Понятие аутентичности в психологии

И лишь в отдельных случаях может сложиться такая ситуация, когда человек сознательно отторгает свою личность, – это состояние может привести к тому, что индивид как бы «покидает» собственное тело, становясь наблюдателем. Различается это состояние в двух вариантах:

Нормой считается адекватное восприятие стрессовых ситуаций.

Если обстоятельства принуждают контролировать события, управлять действиями, проявлять силу воли с собранной эмоциональностью, то человеку приходится использовать такой психологический прием, как диссоциация.

И в таком случае это совершенно нормально. Временно человек получает возможность трезво оценить создавшуюся ситуацию, адекватно отреагировать и принять верные решения.

Но не всегда человек применяет этот прием, чтобы оградиться от неприятных ощущений, которыми сопровождаются опасные и сложные ситуации. Очень чувствительные люди, со слабой психикой, могут диссоциировать и в менее серьезных ситуациях. Такие люди редко проявляют свою эмоциональность и со стороны воспринимаются как бесчувственные и холодные. Это патология.

«Я – позиция»

Наряду с диссоциацией обычно идет ассоциация. Ассоциации и диссоциации – это две стороны одной медали. Ассоциация – точно такой же способ существования. Различие в том, что, когда вы становитесь участником ситуации, вы получаете удовлетворение, то есть ассоциируетесь.

Вы либо вспоминаете некие события и полностью погружаетесь в те эмоции, которые тогда испытывали; либо же ваше сознание полностью захватывает чей-то рассказ, и вы будто наяву переживаете все рассказываемое. Этот психологический прием и в том и в другом случае не может быть хуже или лучше. Человек сам выбирает, отстраниться ему от ситуации или же влиться в неё.

Рекомендуем: Эмпатия в психологии

Ассоциации и диссоциации – это разновидности состояния человека в зависимости от сложившихся обстоятельств. Другими словами, ассоциативный человек – это человек, который принимает все близко к сердцу. Он довольно глубоко проникается чужими ситуациями, которые вызывают в нем различные чувства.

Иногда, если погружение в чужие обстоятельства слишком глубоко, человек начинает испытывать бессилие или даже нетерпеливость. Диссоциативный человек, напротив, пытается оградиться не то что от чужих эмоций, но даже от своих. В первую очередь от своих. Такой индивид теряет некую целостность, эмоции у него постепенно прекращают проявляться, он становится холодным и бесчувственным.

Причины диссоциации уходят корнями далеко в детство. Обычно там берет свое начало склонность диссоциировать различные ситуации. Дети весьма чувствительны, и если ребенок наблюдал это состояние у кого-либо, он начинает перенимать подобные действия.

Однако не всегда это состояние является результатом наблюдения. Оно может развиться и у людей, которые пережили некую тяжелую физическую или моральную травму, были свидетелями жестокости или сами подверглись жестокому обращению. Крайне редко диссоциативное расстройство возникает у людей, склонных к психическим заболеваниям. Можно выделить несколько диссоциативных отклонений:

  • Психогенная диссоциативная амнезия. Она проявляется в виде внезапной потери памяти у человека, когда он сталкивается с неприятной ситуацией. Стоит отметить, что человек остается адекватным, весьма правильно анализирует ситуацию. После всего он осознает, что была частичная потеря памяти. Такое случается во время стихийных бедствий или же войн.
  • Диссоциативная фуга. Она заключается в обязательном бегстве. Человеку необходимо срочно уйти от раздражающих предметов, людей или обстоятельств. В этот момент человек может воспринимать себя со стороны, как отдельную от себя самого личность.
  • Диссоциативное расстройство (транс). В этом случае происходит полное расстройство сознания, пропадает реакция на внешние раздражители. Человек просто «отсоединяется» от действительности. Изредка личность меняется до неузнаваемости, перенимая чужие привычки и манеры поведения. Это первый шаг на пути к раздвоению личности.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Техники диссоциации позволяют человеку контролировать это состояние. Благодаря им человек может быть ассоциированным или диссоциированным вполне осознанно и в зависимости от обстоятельств.

Самой распространенной техникой является гипноз.

Благодаря гипнотическому влиянию наш мозг быстрее находит связь с реальностью, помогая избежать неприятных последствий или вовремя применить тот или иной психологический прием.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/dissociaciya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть