История фейерверков

История пиротехники: от древних фейерверков до первых салютов в России

История фейерверков

Сейчас праздничный салют перестал уже быть неведомым, пугающим и волшебным действом, а превратился в прекрасное и ожидаемое завершение торжества. Красивый и яркий фейерверк оказывает гипнотическое и чарующее воздействие на людей до сих пор, но мало кто задумывается, кто же придумал запускать в небо эти сияющие цветы из искр?

Когда появились первые фейерверки?

Определить точную датировку, когда именно появился первый фейерверк в мире, не представляется возможным. Ученые склоняются к мысли, что случилось это около 2-ух тысяч лет назад на территории Китайской империи.

Хотя ритуальные огненные действа с кострами и факелами совершались еще в древнем Египте, Греции, Римской империи и Киевской Руси еще задолго до начала летосчисления нашей эры. Например, перед играми гладиаторов, а также на виллах знати устанавливались наземные лампады и фонарики, которые придавали торжеству атмосферности и освещали действо.

А в качестве прообраза первых петард или трубок для запуска масштабных фейерверков можно назвать метание в военных целях снарядов с греческим огнем. Эта горючая и взрывчатая смесь из селитры была изобретена в 673 году греческим ученым для византийского императора. Выбрасывалась в противника из метательных трубок по принципу сифона.

Столб огня, с рассыпающимися вокруг искрами, смотрелся очень эффектно, конечно, если забыть, что греческий огонь долгое время оставался смертоносным и негасимым.

Настоящая же история пиротехники началась с момента изобретения пороха китайским монахом. Черный порох изначально был использован в Китае для военных целей, но вскоре изобретатели поняли, что такое вещество можно использовать и для увеселения народа.

Так в праздничных шествиях и мероприятиях появилось сопровождение из взрывающихся, но не опасных, хлопушек, петард и небольших наземных фейерверков-фонтанов. Также хлопушки с порохом стали использоваться и для отпугивания от дома зловредных духов.

Возможно, именно из-за такого повсеместного распространения, секрет пороха через купцов проник из Китая на территорию Европы.

С развитием алхимии в Средние века и науки на Востоке порох распространился уже по всему миру. Изначально силы ученых были брошены на конструирование пушек для армии.

Но вскоре уже создавались и устраивались при королевских дворах сложные пиротехнические шоу, в которых был задействован фейерверк, взмывающий в небо и рассыпающийся разноцветными искрами. Признанными мастерами салютов в то время считались итальянцы.

Флоренцию или Венецию, конечно же, нельзя назвать городами первого салюта, но точно можно сказать, что они стали центрами красочных огненных действ в эпоху Возрождения.

Гости со всего мира и аристократы со всех стран съезжались сюда, чтобы посмотреть зрелищные представления с богатыми декорациями, техническими новшествами и изобретениями ученых, а в финале насладиться продуманным и красивым салютом.

Первый салют в Москве

История фейерверков в Российской империи связана с именем императора Петра Первого. Благодаря этому правителю, много путешествовавшему в юности, в его родной стране появилось множество нововведений.

К примеру, царь увидел первые фейерверки, проезжая через территорию Германии. И уже в 1690 году у себя дома устроил дорогостоящий фейерверк на потеху боярам, впервые увидавшим ракеты, и как они взлетают к небу.

Кстати, ради справедливости стоит отметить, что так называемые «потешные огни» в России были известны еще в 14 веке. Но именно при Петре началось развитие первой пиротехники и ее производство на местных предприятиях.

Этому поспособствовало, не в последнюю очередь, начало собрания царем обширной библиотеки, в которой можно было найти первые руководства по истории петард и редкие фолианты об истории древних фейерверков.

В более новое время для России и истории развития пиротехники знаковым стал первый салют Победы. Это событие имело большую важность для страны, а также стало первым салютом войны, которым праздновалась победа Красной Армии над немецкими захватчиками в 1943 году.

Первый салют Великой Отечественной был дан 5 августа после освобождения войсками Белгорода и Орла. Именно поэтому Белгород и Орёл носят почетное звание городов первого салюта, а праздничные фейерверки в этих городах из года в год остаются одними из лучших в стране.

Связан с историей пиротехники России и еще один военный фейерверк. Состоялся он на Красной площади в 1945 году 9 мая, когда Красная Армия выиграла во Второй Мировой Войне, положив ей конец.

Этот салют запомнился во всем мире, так как стал на долгие десятилетия самым масштабным, красивым и важным в истории как страны, так и планеты.

С тех пор культура пиротехники крепко вошла в традиции и жизнь общества, и без фейерверка теперь сложно представить себе празднование каких-либо важных и торжественных мероприятий.

Источник: https://firebum.ru/istoriya-pirotehniki-ot-drevnih-fejerverkov-do-pervyh-salutov-v-rossii

История пиротехники на Руси

История фейерверков

У древних славян был культ поклонения Перуну — богу-громовержцу, который поражал небесным пламенем непокорных. Огонь для славян являлся символом высшей, божественной власти. Таким же статусом обладало и солнце. Пиротехники в те времена, естественно, не было, зато имелась традиция прыгать через костер, присущая многим народам.

Первые «потешные огни»

Первые свидетельства применения пиротехники на Руси относятся к XIV веку. Для развлечения Дмитрия Донского «потешные огни» привозили из Германии.

А в Смутное время польские оккупанты привезли в страну популярную европейскую забаву — фейерверки.

Свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек сопровождалась эффектным пиротехническим представлением — оригинальная наземная конструкция пылала факелами и искрилась фонтанами. Салютов и ракет в те времена еще не было.

При царе Михаиле Федоровиче фейерверки уже вошли в российский обиход. Была даже создана «потешная палата», в обязанности которой входила организация «огненных потех» для царя и знати. Первые пиротехники приехали в Россию из Германии, а в конце XVI века в стране появились «отечественные» мастера.

Петр I и фейерверки

При Петре I, известном любителе всего европейского, фейерверки стали особенно популярны.

Празднество в честь совершеннолетия правителя сопровождалось салютом, которому не было равных: наземное пиротехническое великолепие и залпы недавно появившихся ракет.

На каждый залп было потрачено 10 000 рублей из государственной казны — тогда на эти деньги можно было купить 3 000 голов скота! Так что сегодняшние 10-20 тысяч рублей, потраченные на новогодние салюты — далеко не предел.

Петр стремился превратить Россию в европейскую державу, знакомя высший свет с прогрессивными традициями, в числе которых были и фейерверки.

Именно Петр I сделал салюты важной частью государственных праздников и значимых событий. Император не жалел средств на развитие пиротехники: из-за границы заказывали книги, приезжали приглашенные специалисты…

Делалось все для того, чтобы российская пиротехника достигла европейского уровня.

Масштаб фейерверков в петровские времена был впечатляющим. К примеру, в честь самого Петра I было устроено представление из трех действий.

В первом из горящих пирамид были составлены приветствия, герб России и вензель императора. Во втором действии по дворцовому пруду плавали сирены и лебеди, на которых были установлены пиротехнические фонтаны и огни.

В финале представления изображался недавно построенный российский флот.

Развитие пиротехники в Российской Империи

Мастерство отечественных пиротехников росло со стремительной скоростью — тем более, что Петр I активно их поддерживал в финансовом плане. Появились новые составы, фейерверки стали разноцветными, а их ассортимент расширился и стал практически сопоставим с европейским. В то время пиротехника делилась на следующие разновидности:

Фейерверки часто устраивали на прудах, поэтому плавающая пиротехника была очень популярна. К наводной пиротехнике относились «дукеры» (фонтаны для горения на воде) и «квакари» (изделия из плотной бумаги, которые вертелись и подпрыгивали как лягушки).

Огненные представления стали устраивать не только в честь праздников и побед на поле боя, но и даже в ожидании сражения. Это напоминало старинный языческий обряд задабривания Перуна перед битвой. А в честь военных побед Петр I организовывал грандиозные фейерверк-шоу, наполненные символами.

Там обязательно присутствовали русские воины в виде сильных и пугающих зверей; мифические персонажи (Зевс, Меркурий и др.), которые помогали русской армии; и противники, которые непременно были повержены. На таких представлениях не экономили — использовался очень дорогой в те времена порох, а сложные конструкции сгорали в пламени шутих и зарядов.

Во время подобных действ нередко происходили несчастные случаи.

Пиротехническими разработками занимались самые выдающиеся ученые, лучшие умы того времени. В их числе был даже М. В. Ломоносов и его ученик В. Клементьев. Ломоносов писал: «был устроен фейерверк…

с храмом, по сторонам которого аллегорические фигуры сидят, собой олицетворяя страны света…». Храм олицетворял саму Российскую Державу, а аллегорическими фигурами были Америка, Африка и Европа.

Несложно догадаться, что российской правящей верхушке такие представления были по душе.

Салюты в Екатерининскую эпоху

Екатерина II, безусловно, унаследовала дух и величие своего дальнего родственника Петра I. Как и он, Екатерина интересовалась западными веяниями и считала пиротехнику очень важным искусством.

В 1758 году жителям Петербурга довелось лицезреть целых три зрелищных огненных шоу, которые устраивались по разным поводам. Многие иностранцы, бывшие свидетелями этих действ, писали, что русские фейерверки превосходят европейские по красоте и масштабам.

На коронации Екатерины II использовались машины с крутящимися огненными колесами и грандиозные высотные фейерверки.

Любоваться огненной красотой теперь могли не только жители Москвы и Петербурга, как это было раньше. Вся страна стремилась подражать великой императрице, и фейерверки засияли в Полтаве, Казани, Царском селе и других российских городах.

Само собой, бытовой пиротехники в те времена не было, и салюты еще долго оставались привилегией высших слоев общества. Каждый фейерверк требовал серьезных затрат и привлечения опытных специалистов, которых в те времена было немного.

До конца XVIII века наземные композиции были безусловными лидерами среди всех фейерверков. Их популярность объяснялась тем, что такому фейерверку можно было придать смысл, построив на его основе мини-спектакль.

Для огненных шоу придумывали сюжеты, наполненные метафорами и символами, писали сценарии… Декораторы работали над «сценой» и ее украшениями, создавая удивительные конструкции, которым было суждено сгореть в пламени фейерверков.

К сожалению, искусство подобных огненных спектаклей не дошло до наших дней. Сегодня салюты взмывают в небо, рассыпаясь цветными искрами… не имеющими никакого смысла. Современный салют — это феерия внешней красоты.

Впрочем, это абсолютно нормально — в наши дни фейерверки рассчитаны на самую широкую аудиторию, а не на горстку изысканных эстетов-аристократов.

Источник: https://feerverkin.ru/istoriya-pirotehniki-na-rusi

История фейерверков

История фейерверков

Фейерверк – составное слово немецкого языка, в переводе на русский означает “огнеремесло”, с латинского “пиротехния” что означает “огнехудожество”, а так как действие огнестрельного оружия именует артиллерией значит фейерверочное искусство принадлежит артиллерии и является его составной частью.

Фейерверочное искусство основывается на физике и механике и частично на химии, а математика задействована лишь частично для вычисления и определения геометрических размеров.

Многие полагают, что фейерверочное искусство основано только на одном навыке и долговременном упражнение, но это не так многое зависит от того как составлен заряд, вычислены траектории, важны мелкие детали(например длинна бруска для ракеты имеет свою балансировку в зависимости от ракеты от 20 см до 1 метра).

Для каждого составления снаряда или фигуры необходимо грамотно сделать состав и каждый состав имеет разный эффект для этого необходимо знать пропорции веществ, и в увеличении эффекта нужно добавить, либо больше, либо меньше. Так же многое зависит от качества состава: материалы для составления фигур должны быть самые лучшие. Так как из плохо скатанной бумаги и неровностей снаряда он может не вылететь или сработать не взлетая в верх.

История пиротехники

Начало пиротехники теряется в глубокой древности.

Все началось с изобретения пороха и в большей степени использовалось в военном деле во время войн. Со временим создали метательные ракеты и снаряды – началось первое разделение на увеселительные и военные цели.

Начала появляться артиллерия – стали изготавливать трубки для снарядов и орудия.

Заметив что снаряды из орудий летят дальше и точнее ракет ,начали углубленно заниматься этой отраслью и изучать порох и различные составы в лабораториях и их тоже разделили на две отрасли увеселительного и военного.

А на Руси, Согласно Троицкой летописи и хроники Литовская и Жмойтская, первый артиллерийский салют был произведен в честь приезда Великого Князя Московского Василия первого, старшего сына Дмитрия Донского в Смоленск, в апреле 1396 года (по новому стилю) более двух часов велась стрельба из огромных пушек. Это был первый артиллерийский салют на Руси.

До этого момента, высокопоставленных гостей встречали колокольным звоном.

Первое же появление фейерверков в Европе началось с Италии, а затем распространилось по соседним народам-французам и немцам и глубоко укоренилось.

В 16 и 17-х веках, из-за дороговизны бумаги, ракеты, фонтаны делались из тростника или деревянных палок из-за этого изделия были слабыми, плохо взлетали или взрывались на земле.

В это время все представления были вдохновляющими сознания, в большинстве случаев начало было превосходным, но в конце изделия часто взрывались, и все заканчивалось печально, причиняя ранения и смерть. В это же время появляются разнообразные фигуры и декорации.

Фигуры были в виде колес (на них закреплялись фонтаны, ракеты горящие в разные стороны делая композицию необычайно красивой).

Фейерверк в 18 столетии запомнился в истории двумя самами яркими событиями:
Первый фейерверк был выпущен недалеко от Берлина в 1728 году генерал-майором Лингером в честь приезда польского кроля Августа. постройка имела вид современной декорации изображала вензель польского короля.

Началось все с канонады из 90 орудий после 12 мортир продолжали с 6 разных сторон постройки,затем светящиеся ядра.Потом зажгли щит из фигурных свеч,затем поднялось 1000 ракет перекрестно,следом 8 светящишся ядер огромного калибра с 4-х сторон.Затем водяной фейерверк из огромного количества разных фигур и колес,финал был произведен из 30 орудий по 30 выстрелов.

Этот фейерверк удивил своей точностью и успешным горением всех фигур.

Второй фейерверк был выпущен в Париже в 1739 году в честь заключения мира между Россией и Труции при посредничестве Франции. постройка изображала архитектурный фасад в виде квадрата,над ним поднималась пирамида а ее вершина была украшена глобусом.

Началось все с предварительных залпов из 20 орудий,потом спуск большого количества ракет 16-ти линейного калибра взлетающих по три.

500 бенгальских огней для освещения фасада,следом 30 ящиков с 10-ти линейным калибром и 40 огненных фонтанов наполовину брилиантовых,4 вертящихся солнца по сторонам фасада и 4 на его углах.

На вершине пирамиды были помещены 3 свечных звезды на 200 фигурных свечей, 4 фаса были украшены 50-ю фонтанами.12 воздушных шаров с 12 бомбами поднялись выше всех ракет и завершили этот праздник.

Начало фейерверочного искусства в России

В России пиротехника стала известна только в 14 столетии.

Согласно Троицкой летописи и хроники Литовская и Жмойтская, первый артиллерийский салют на Руси был произведен в честь приезда Великого Князя Московского Василия первого, старшего сына Дмитрия Донского в Смоленск, в апреле 1396 года (по новому стилю) более двух часов велась стрельба из огромных пушек. Это был первый артиллерийский салют на Руси.

До этого момента высокопоставленных гостей встречали колокольным звоном. Все инновации были привезены с запада от немцев с их мастерами, которые неохотно раскрывали свои премудрости.

Около 150 лет литейное и пушечное дело находилось в их руках, даже когда был недостаток прислуги, они пытались привлечь их из-за границы. В 16 веке уже можно было найти достаточное число мастеров русского происхождения.

При правление Иоанна Грозного, русская артиллерия, процветала, но после, при его наследниках, все утратилось и уже опять начали думать о заграничных мастерах.

Увеселительный фейерверк на Руси появился с 17-го столетия. Петр Великий еще в детстве любил разные огненные потехи, а в 1683 году на Воробьевых горах была произведена потешная стрельба, которая восхитила юного Императора.

А в 1693 году он велел раздать по “50 рублев” на изготовление фейерверков и декораций с этого времени фейерверки стреляли на всех праздниках. Петр Великий собственноручно приготовлял все фейерверки и декорации на потешном дворе, не обходилось и без пару несчастных случаев.

Первый свой грандиозный салют Павел Великий запустил в 18 лет на реке Пресне 26 февраля 1690 году.

Екатерининская эпоха. Наибольшего изящества и красоты русские фейерверки достигли при правлении императрицы Екатерины второй, были задействованы лучшие архитекторы, художники и все это одобрялось сначала Академией наук, а после, высшей властью. В Академию приглашали лучших ученых для изучения фейерверочного искусства.

Фасады фейерверочных фронтов достигали огромных размеров, и требовалось немало времени для их создания и установки. Они изображали фантастическую постройку, храм, павильон, колоннаду и т.п.

и были украшены изображеньями мифологических богов и сцен, военных арматур и других эмблем.

Описаний самих салютов в архивах не сохранилось, но судить о них можно по гигантским размерам декораций и построек.

В конце прошлого столетия вошли в моду в России миниатюрные фейерверочные изделия. Они сжигались в садах и больших залах. Так же в ходу были игрушки с фейерверками: восковые свечи с фонтанами, волшебные игольники, табакерки, плоды и фрукты в которых были спрятаны мелкие фейерверочные изделия.

Устройство фейерверков

Фейерверк – это одно из главнейших и любимейших удовольствий праздника. Как правило, его устраивают в конце мероприятия для получения ярких и не забываемых впечатлениях прошедшего вечера. В некоторых случаях для фейерверков используют декорации для демонстрации мысли, для них служат различные эмблемы.

В каждом фейерверке с декорациями обычно начинают с простейших композиций, переходя в более сложные с неожиданной концовкой, для поддержания возбужденного внимания зрителей. Перед началом фейерверка дают два, три громких звуковых сигнала для сбора и предупреждения публики о начале мероприятия.

Фейерверк сжигают обычно в отдаленном месте от гуляния и после наступления темноты для увеличения эффектов представления.

Очень многое зависит от выбора места для фейерверка оно должно быть достаточно удаленно от построек и коммуникаций при холмистом выборе места декорации располагать лучше на возвышенности, а ракеты наоборот как можно ниже. Если местность покатая то самое высокое место лучше оставить для публики.

Очень красивый эффект если фейерверк и публику разделяет речка или озеро это создает зеркальный эффект в воде что делает салют более красочный. Так же каждое проведение фейерверка зависит от погоды: чем лучше погода, тем ярче и богаче будет фейерверк.

Источник: http://salut67.ru/informaciya/history

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.