Селитрованная бумага
Как быстро и качественно «состарить» бумагу в домашних условиях
Приветствую вас на блоге «Наш секрет»!
Сегодня мы поговорим о методах «состаривания» бумаги и документов. А зачем вообще из новой, белоснежной бумаги делать старинные, пожелтевшие страницы? А вот зачем: старина была и всегда будет в моде. И, конечно же, сейчас в моде старинный, винтажный стиль.
«Состаренная» бумага отлично впишется в интерьер в старинном стиле. Стоит лишь изготовить и «состарить» таким образом несколько грамот, родословных и т.п. и развесить их в подходящих рамках. Они будут выглядеть весьма реалистично и уместно. А если поступить так же с несколькими книжками и дополнить ими интерьер?
Изделия, сделанные с использованием «состаренной» бумаги, выглядят очень стильно. Часто вы можете встретить бумагу, которая выглядит изрядно потрепанной, в скрап-работах. Также состаренная бумага широко используется в декупаже, скрапбукинге и других видах декоративно-прикладного искусства.
Состаренная бумага применяется для творчества, например, для винтажного подарка. Согласитесь, вот такой подарочный рождественский набор глинтвейна будет намного «богаче» смотреться с рецептом, написанным рукописным шрифтом, выведенным на состаренной бумаге с пожелтевшими, неровными краями.
Таким же образом можно состарить документы, газеты или книги. На состаренной бумаге можно писать пожелания, приглашения, рецепты, распечатывать карты, ведущие к старинным сокровищам, и т.п. Выглядят эти работы потрясающе. Так как состарить бумагу в домашних условиях?
Методы «состаривания» бумаги
Получить состаренную бумагу можно несколько способами.
- Дождаться, пока бумага придет в такое состояние естественным путем (при условии, что вы не очень торопитесь и в вашем распоряжении есть несколько десятков свободных лет).
- Купить старинные или «состаренные» листы (если у вас есть лишние деньги и специализированный магазин под боком).
- «Состарить» бумагу в домашних условиях. Именно об этом способе пойдет речь в сегодняшней статье.
А ведь придать антикварный («состаренный») вид письму, открытке, приглашению, рецепту и т.п. не так уж и сложно и в домашних условиях, не прибегая к использованию каких-то специальных сложных инструментов. Добиться такой «старины» можно несколькими способами.
При помощи кофе
Нам понадобятся:
- три чайные ложки растворимого кофе (можно взять самый дешевый);
- сама бумага (офисная, не слишком плотный картон или ватман);
- свеча;
- губка;
- ножницы;
- горячая вода;
- широкая емкость.
Ничего сверхъестественного, все это можно найти в любом доме.
Подготовьте к работе бумагу, которую необходимо «состарить». Эмблему, рисунок или текст должен быть нанесен на нее ЛАЗЕРНЫМ принтером заранее, так как распечатать текст на уже состаренной бумаге сложно (краска плохо ложится). Распечатки лучше сделать с запасом, на случай, если испортим одну-две.
Разведите кофе в 250 мл. горячей воды и вылейте полученный раствор в широкую емкость. Остудите его, окуните лист бумаги на несколько минут (зависит от качества используемой бумаги) и просушите его.
После того как лист высохнет, капните на него несколькими каплями этого же раствора, для более яркого эффекта можно нанести на лист несколько гранул растворимого кофе и промокнуть их влажной тряпкой. Снова просушите лист.
Промокните бумагу раствором кофе еще раз. Затем подпалим края при помощи электрической плиты или свечи. Со свечой работаем аккуратно, стараемся не прожечь края, а лишь слегка подпалить их.Когда бумага подсохнет и станет лишь слегка влажной, сложите ее пополам, а потом еще раз пополам. Сгибы сложенной вчетверо бумаги аккуратно пропускаем между режущими лезвиями ножниц, также можно воспользоваться пемзой. Если бумага все-таки немного порвется, не переживайте, это лишь придаст «возраста» нашему продукту.
Далее аккуратно проверните лист (так, как мы выжимаем тряпку), имитируя помятость.
Уже просохший лист можно процарапать иголочкой, а затем затереть эти места краем жженой бумаги (царапины проявятся и будут видны четче).
Вот что у нас получилось. Разве кто скажет, что совсем недавно это была распечатка на чисто-белой, идеально ровной офисной бумаге?
Для тех, кто не любит читать, предлагаю к просмотру видео мастер-класс на тему как быстро состарить бумагу дома:
При помощи чая
Нам понадобятся:
- три-четыре пакетика чая;
- кипяток;
- губка;
- сама бумага.
Завариваем чайные пакетики в половине литра кипятка, оставляем настояться.
Вынимаем остывшие пакетики чая и при их помощи наносим чай на бумагу произвольным способом или как в случае с кофе помещаем лист с текстом в широкую посуду с чаем.
Можно для усиления эффекта потертости потереть лист пакетиком чая. После того как бумага полностью пропитается, просто уберите излишки жидкости губкой или бумажным полотенцем и отправьте лист на просушку в духовку (несколько минут при 200 °С).
При помощи марганцовки
Марганцовку можно купить в любой аптеке, и стоит она недорого. К тому же этот препарат можно поискать и дома, он наверняка есть у садовода или в домашней аптечке.
Нам понадобятся:
- марганцовка;
- широкая посуда;
- горячая вода.
Просто разведите небольшое количество кристалликов в ½ стакана холодной воды и тщательно размешайте до полного растворения кристалликов марганцовки.
Разбавляем этот раствор горячей водой и выливаем в кастрюльку.
Опускаем бумагу в горячий раствор, она моментально приобретает коричневый оттенок. «Состаривание» бумаги таким образом происходит очень быстро. Можно незамедлительно доставать покрашенную бумагу и отправлять на просушку (просто расстелите бумагу на ровной впитывающей поверхности — картоне, газете и т.п.). Используйте специальные щипчики или перчатки, чтобы попутно не покрасить кожу рук.
При помощи молока
Нам понадобятся:
Просто окуните бумагу в молоко (или нанесите его на бумагу при помощи ваты), а затем высушите утюгом.
При помощи солнца
Несколько дней, проведенных под прямыми лучами солнца, придадут бумаге весьма «почтенный» возраст. Нанесенные на нее чернила выгорят, произойдет естественный процесс старения, но в сжатые сроки. Правда, солнца в достаточном количестве не всегда есть в наличии, поэтому можно воспользоваться другими способами «состаривания» бумаги.
Как видите, не нужно ждать долгие годы, чтобы листы бумаги состарились. Используя вышеперечисленные способы «состаривания» бумаги, вы быстро и с легкостью создадите нужное количество состаренных листов для воплощения ваших идей.
Как состарить края бумаги
Вам кажется, что искусственно состаренная бумага имеет не совсем законченный вид, ведь у старинной бумаги часто неровные края? Вы можете потереть их жесткой губкой или наждачной бумагой, опалить огнем (бумага должна быть влажной) или надорвать в некоторых местах. Только не переусердствуйте, края должны выглядеть изношенными, но аккуратными.
Для усиления эффекта «состаривания» (при любом способе), скомкайте бумагу перед окрашиванием, а затем расправьте ее. Также можно добавить в используемый раствор рис, кусочки травы и т.п. Они придадут рисунку правдоподобный, неравномерный рисунок.
Как видите, способов «состаривания» бумаги множество и все они несложные, выбирайте подходящий вам. Удачи и до скорой встречи!
Производство и назначение мелованной бумаги. Статья | Родикон — продажа любой технической бумаги
Процесс изготовления мелованной бумаги начинается с нанесения на постоянно движущуюся сетку бумагопроводящей машины целлюлозной массы.
На этот момент в бумажной данной консистенции содержание воды порядка от 93 до 96%, а целлюлозы приблизительно в пределах от 4 до 7%.
По мере того, как сетка проходит через специальную бумагоделательную машину, вода постепенно удаляется и появляется бумажное полотно.
Поэтому существуют такие определения как «сеточная» и «лицевая» части бумаги.
Современные бумагоделательные установки, работающие, например, в производстве таких известных компаний как UPM-Kymmene, Sappi, StoraEnso или M-Real, оборудованы специальной «двухсеточной» системой, формирующей полотно бумаги.
В процессе производства мелованной бумаги применяется система вакуумной сушки и между двух сеток поступает целлюлозная масса. Благодаря этому сеточный участок мелованной бумаги практически не имеет отличительных признаков от её лицевой стороны.
Зачем необходимо каландрировать бумагу и как это происходит?
В процессе изготовления мелованной бумаги высокого качества одним из важнейших факторов является соблюдение баланса между непрозрачностью и гладкостью основы бумаги.
Важнейшую роль такой фактор имеет в производстве тонкой бумаги, где количество наносимого на каждой последующей стадии специального мелованного покрытия сравнивается с уже имеющимся целлюлозным составом.
Каландры – это специальные нагретые валы, изготовленные из металла, вращающиеся попарно и сквозь которые пропускают целлюлозную массу. Они прессуют получившееся полотно, после чего оно становится идеально гладким. Как раз в такой момент некогда полученное полотно становиться бумагой.
Непрозрачность, а также пухлость такой бумаги полностью зависят от того, какая степень каландрирования применяется.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что чем больше бумага в процессе изготовления прессуется, то тем более она будет прозрачной и менее пухлой.
Процесс завершающего (финального) каландрирования
Завершающее каландрирование позволяет мелованной бумаге приобрести необыкновенные поверхностные свойства.
Главным отличием завершающего каландрирования от обычного является зависимость от типа желаемой бумаги. В зависимости от того, матовая бумага будет или же глянцевая, применяются разные виды валов (каландров).
На сегодняшний день ведущие фабрики по производству мелованной бумаги имеют в своем оснащении каландры, которые оснащены функцией автоматического регулирования прижимного усилия непосредственно на каждом валу.
Мало того, данные валы покрывает специальный пластик, за счёт чего процесс каландрирования становиться намного «мягче». Применение этих каландров позволяет обеспечить компромисс между получением пухлой, но в то же время и очень мягкой бумаги.
Процесс нанесения слоёв мелования
Процесс производства мелованной бумаги подразумевает несколько типов нанесения покрытий на бумагу – двухкратное и многократное.
Обычно двухкратное нанесение покрытия состоит из слоя, наносимого на специальной бумагопроизводящей машине, а также на отдельно установленном меловальном станке. Но существуют и установки, в которых оба нанесения покрытий происходит друг за другом, без применения дополнительных систем.
Также существует два метода нанесения второго покрытия на предварительно высушенный первый слой – этот метод получил название «влажный по сухому», либо без высушивания первого покрытия – метод «влажный по мокрому».
При использовании комбинированного мелования удается наносить трёх- и более кратные слои.
Высокая адгезия слоев достигается путем нанесения первого покрытия на основу, которую перед этим увлажняют. Она становиться в некотором смысле «грунтовкой», что дает возможность последующим слоям при нанесении устанавливаться гораздо равномернее, а это повышает механическую прочность и надежность покрытия в целом.
Основные составляющие компоненты мелованной бумаги
Составные компоненты структуры мелованной бумаги — это непосредственно целлюлозная масса, которая образует саму основу будущей бумаги, а также ряд наполнителей и соединительных веществ, впоследствии образующие мелованное покрытие на бумаге. Диоксид титана является одним из самых качественных, однако очень дорогих наполнителей.
Но далеко не каждый производитель мелованной бумаги может позволить себе использование столь дорогостоящего компонента, поэтому многие производители применяют в процессе производства бумаги каолин, которые имеет более низкую стоимость.
Классификация мелованная бумага
Всю мелованную бумагу принято разделять на следующие типы:
1) По типу отделки поверхности бумаги – глянцевая или матовая. Матовая бумага намного жёстче, чем глянцевая, более расположена к нанесению текстовой информации, а также такая бумага имеет увеличенную непрозрачность и пухлость.
Для получения же глянцевой бумаги, в процессе изготовления необходимо наносить дополнительный слой глянца на внутренние каландры бумагоделательной установки.
Главными достоинствами глянцевой бумаги является то, что она отличается отличными печатными качествами и более низким расходом красочных материалов, а также приятной для прикосновения гладкостью и минимальным загрязнением.
2) По степени волокнистости – с древесной массой (не более 25%) и целлюлозные, которые содержат древесную массу не более 10%.
Первый тип обладает меньшим глянцем и белизной материала, но есть в этом и плюсы: бумага более гладкая и непрозрачная.3) В зависимости от количества слоев мелования – чем большее число наносимых слоев, тем выше критерии гладкости и белизны бумаги.
4) В зависимости от числа сторон мелования – бумага с нанесением одностороннего мелования или двустороннего.
5) По формату бумаги – это может быть листовая форма или же рулонная.
6) Исходя из массы мелованной бумаги – они делятся на лёгкую бумагу (не более 65 г/кв.м), бумагу средней толщины (в пределах от 75 до 155 г/кв.м), а также на бумажные листы повышенной плотности (свыше 155 г/кв.м).
Различие печати на глянцевой или матовой мелованной бумаге
В зависимости от того, на каком типе мелованной бумаги (глянцевой или матовой) вы планируете напечатать текстовую информацию или иллюстрацию, даже при одной и той же плотности, необходимо подбирать специальные краски.
Времени на высыхания красок на мелованной бумаге глянцевого типа потребуется значительно меньше по сравнению с матовой, потому как у глянцевой бумаги поры на поверхности листа с большей степенью впитывания.
Применение мелованной бумаги
Листы мелованной бумаги применяют для:
— дорогих изданий книг или журналов – это энциклопедии с большим количеством иллюстраций и т.д;
— цветных буклетов или наклеек с рекламных иллюстраций;
— различного рода художественных альбомов;
— разного вида календарей и календариков (особенно крупноформатных);
— иллюстрированных плакатов;
— отчетов деятельности крупных фирм;
— маркетинговой продукции высшего качества;
— а также печатной продукции другого рода, заказчики которой знают ценность высокого качества и радость удовлетворения от ожидаемого результата.
«Бумагоделательная машина по производству мелованной бумаги» (3 мин. 53 сек.)
Офсетная бумага — популярный материал для полиграфии
Из всех популярных видов бумаг именно офсетная не содержит мелованного слоя. За счет этого она менее белая, не такая прочная, быстрее теряет свой вид. Материал выпускают в листах и рулонах.
У офсетной бумаги (далее — ОБ) повышенная впитываемость. Чтобы ее уменьшить, поверхность покрывают проклейкой плотностью менее 6 грамм на квадратный метр. Проклейка защищает материал от проникновения влаги, не препятствует закреплению краски.
Еще одно отличие — увеличение плотности цветов и неяркость полутонов во время печати. Мелованного слоя нет, поэтому оттенки менее яркие, насыщенные. Способ уйти от этой особенности — уменьшить линеатуру растра при выводе пленок. Точное значение определяют по типу офсетной бумаги и виду оборудования.
Не стоит выбирать офсетку для печати ярких картинок с высоким разрешением
Из-за отличий при печати нужно:
- контролировать уровень кислотности увлажняющего раствора;
- следить, чтобы материал не накапливал краски с цилиндров (излишняя влагопроницаемость — причина размягчений на покровном слое);
- подавать больше увлажняющего раствора.
Печать с увлажнением, многокрасочный процесс «по сырому» — наибольшее испытание для офсетной бумаги. Густая, липкая краска, дисперсионные лаки проверяют поверхностный слой на устойчивость.
Характеристики
Плотность — основная характеристика ОБ. Стандарт — 70—80 г/м². Технические нормы офсетной печати допускают использование материала плотностью от 60 до 300 г/м². Плотность бумаги для копировальной техники — 80 г/м², для изготовления визиток — 200—250 г/м².
Другие важные характеристики:
- Прозрачность — уровень проникновения светопотока через листы. Повышенный показатель — недостаток ОБ.
- Глянцевость/матовость — доля зеркального в общем отражении света.
- Белизна — интенсивность отраженного светопотока, разделенная на интенсивность падающего. Достигает 98 %.
- Впитываемость — степень поглощения влаги (красок, воды, увлажняющих растворов). Превышение этого параметра — причина разбухания поверхности и краев листа/рулона. Излишне водоотталкивающий верхний слой не даст краске закрепиться.
- Процент древесины (массы) — определяет срок службы сырья. Офсетная бумага долгосрочного применения состоит из чистой целлюлозы. Для периодических изданий допустимо присутствие массы от 50 %.
- Проклейка — определяет прочность, уменьшает показатели сорности.
Второстепенные показатели: зольность, излом, разрывная длина и т. д.
Печатников интересует механическая прочность, растяжение, электризуемость ОБ. Дизайнер обращает внимание на фактуру, прозрачность, белизну. Выбирать вид ОБ для работы нужно сообща, это поможет избежать непонимания.
Разделение по сортам и маркам
Изготовление офсетной бумаги в РФ регламентировано ГОСТом №9094-89. Классификация происходит по сортам/номерам. Одно- и многокрасочный чистоцеллюлозный сорт № 1 используют для полутоновой печати и маркируют буквами:
- А — бумага высокой объемной массы, гладкости, чистоты для листовых, рулонных машин;
- Б — тонкая рулонная основа с повышенной разрывной длиной для создания книг полноцветным способом;
- В — листы массой 70—120 г для текстово-иллюстрационной полиграфии;
- Г — проклеенная, гладкая до глянца разновидность бумаги массой 160—240 г для открыток, обложек.
Древесно-целлюлозный сорт № 2 ГОСТ делит на две марки — А и Б. Первую применяют для изданий среднего срока службы (полосы до 50 %, полутоновые иллюстрации). На рулонном сырье марки Б печатают изделия, не рассчитанные на долгое использование. Число полос — до 15, упрощенное цветоделение, неяркие иллюстрации.
Большинство видов офсетной бумаги производят в рулонах
Область использования
Офсетная бумага используется для печати на лазерных и струйных офисных принтерах, а также на ризографах.
На ней печатают:
- книги, каталоги, альбомы, открытки со сложными полутоновыми иллюстрациями — изделия рассчитаны на длительную эксплуатацию;
- иллюстрационные товары — цветные и монохромные;
- бланки, газетно-журнальную продукцию;
- блокноты, брошюры;
- постеры, флаеры, этикетки, наклейки и прочую рекламную продукцию.
Высококачественные чистоцеллюлозные листы покупают типографии с техникой для ролевой полиграфии. Сырье с повышенной белизной (от 140 %) подойдет для высокой печати.
Свадебные приглашения на офсетной бумаге, высокая печать, имитация акварели
Требования к качеству
От качества офсетной бумаги зависит контраст, оптическая плотность, параметры растискивания и совмещения красок. Технические стандарты накладывают на производителей ограничения.
Нельзя допускать:
- несовпадения большей стороны листов с направлением машины;
- загрязнений, неровностей, разрывов на обрезе кромок;
- неравномерности просвета листов или полотнищ в рулонах;
- пыления при печати;
- отторжения печатной краски от поверхности;
- неравномерных по плотности рулонов;
- морщин, складок, сквозных отверстий, пятен.
Некачественная офсетная бумага нередко прилипает к резинотканевым печатным пластинам. Причина — превышение нормы присадок.
О том, как делают бумагу, а точнее — о производственных нюансах и способах маркировки, можно прочитать в нашей статье.
Популярные бренды
Среди производителей, выпускающих признанную потребителями продукцию с улучшенными свойствами, выделяют:
- концерн UPM-Kymmene — производитель продукции под маркой KymLuxOffset (на российский рынок ее поставляют в рулонах) и UPM LazerPre с обработкой до машинной гладкости;
- корпорацию StoraEnso, которая производит бесхлорный «Мультифайн» плотностью 70—130 г/м² и Union Offset без покрытия;
- концерн Trebruk AB Group — польский производитель плотной и жесткой продукции с невысокой ценой.
Российские предприятия, занимающие первые места по объемам продаж, — пермская целлюлозная фабрика «Кама», краснокамский «Гознак», группа «Илим» из Архангельской области, «Интернейшнл Пейпер» из Санкт-Петербурга.
Производство бумаги на финском заводе UPM-Kymmene
Как производители повышают качество бумаги?
Технология определяет параметры готовой продукции, и в производстве бумаги это особо актуально. Поверхность постоянно контактирует с прорезиненым полотном полиграфических машин, увлажняющими растворами. Производители оптимизируют структурно-механические характеристики ОБ, чтобы усилить ее свойства.
Компании-изготовители добавляют присадки и наполнители, которые снижают выщипываемость липкими красками и пылимость бумаги. Для повышения прочности проклеивают ее поверхность, совершенствуют состав в плане устойчивости размера при намокании.
Альтернативные материалы
В листовой и рулонной печати используют мелованную бумагу. Она устойчива к выщипыванию при печати, плотная, гладкая.
Постепенно рынок покоряет экологичное производство бумажных носителей — без древесины. Синтетические материалы — печатное сырье будущего, помощь природе и вызов традициям полиграфической индустрии.
Yupo — синтетическая бумага на основе полипропилена
Процесс печати газеты на офсетной бумаге и ризографе показан на видео:
Итоги
- Офсетная бумага — востребованный материал в современной полиграфии, не имеет мелованного слоя, отличается высокой прочностью.
- ОБ используется для печати текста/изображений офсетным методом.
- Оборудование для печати на ОБ — струйные и лазерные принтеры, ризографы
- Альтернативой служат мелованная бумага и синтетические материалы.
Бумага для пастели
Для рисования пастелью нужна бумага со специальной фактурной поверхностью, которая позволит удержать пигмент. Обычно бумага для пастели цветная, ее тон подбирается индивидуально для каждого рисунка.
Следует учесть тот факт, что на белой бумаге светлые оттенки пастели выглядят не такими чистыми, как на тонированной, но насыщенные цвета пастели, такие как синие, зелёные, красные смотрятся более сочно.
Выбирая цвет бумаги, следует заранее понимать, в каких тонах будет исполнена ваша работа. Белый и черный цвет бумаги будут сильнее влиять на цвет пастельного штриха. Начинающему пастелисту хорошо подойдёт светло-серая и средне-серая бумага тёплых и холодных оттенков. На сером одинаково хорошо выглядят все цвета пастели.
Помимо фактуры и цвета, важно также учитывать плотность бумаги: техника пастельного рисунка часто требует растушёвки пальцами или инструментами, а это значит, что иногда пигмент придётся втирать с усилием, при котором очень тонкая бумага может замяться. К тому же, чем выше плотность, тем выше влагостойкость бумаги.
Выпускается бумага в различных форматах: отдельными листами, в рулонах, альбомах и склейках (блокноты с клейкой стороной по одному краю).
ПАСТЕЛЬНАЯ БУМАГА
ЯЧЕИСТАЯ ФАКТУРА
Двухсторонняя бумага: одна сторона фактурная, другая более гладкая. Обе стороны пригодны для рисования.
TIZIANO фирмы Fabriano — плотность этой бумаги 160 г/кв.м. Она имеет слабо выраженную ячеистую текстуру: с одной стороны текстура более шероховатая, с обратной — менее.
Пастель на этой бумаге хорошо смешивается и растушёвывается.
Но сама бумага плохо удерживает очень большое количество пастельных слоев, особенно если использовать мягкую пастель, которая способна уже первым слоем заполнить поры бумаги.
MI-TEINTES фирмы Canson – сот — пигменты при рисовании как бы заключаются в каждую ячейку, благодаря чему они надёжнее удерживаются на поверхности. Обратная сторона имеет менее шероховатую поверхность. На эту бумагу так же не рекомендуется наносить слишком много слоёв. Цветовая гамма — 50 оттенков. Содержит 50% хлопка.
ЛИЛИЯ ХОЛДИНГ – бумага разных серий (ПАЛАЦЦО, PREMIUM и т.д.) с тиснением «холст», средней плотности, содержит 40% хлопка. Поверхность этой бумаги слегка бликует, поэтому на ней пастель держится слабее, чем на бумагах других производителей. Наилучшие результаты могут быть достигнуты при рисовании пастелью в штриховой технике или тонким слоем.
АЛЬТ – по фактуре (холст) и свойствам аналогична бумаге Палаццо производства Лилия Холдинг. Предназначена для кроющих художественных материалов — пастели, мела, угля, соуса, сангины, темперы или гуаши.
COLOURS от Lana – поверхность бумаги текстурная, по своим характеристикам близка к Mi-Teintes. Шероховатая поверхность задерживает частички пастели, сообщает рельефность графике. Разная фактура сторон листа – гладкая и зернистая — расширяет возможности использования этой бумаги. Широкая цветовая гамма.
ЭНГР (INGRES)
Бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Имеет пониженную плотность (100-130 г/м.кв) и неровные края. Из-за своей тонкости легко может помяться при неаккуратной растушёвке. Подходит для штриховой техники, угля, графита, пастели.
BUGRA фирмы Hahnemuhle — плотность 130 г/м. кв, тонкая, мелкозернистая, полосатая. Только для сухих техник рисования.
INGRES фирмы Hahnemuhle плотность 100 г/кв.м — названа в честь знаменитого французского художника Жана Огюста Доминика Энгра (1780-1867), подходит для эскизов и лёгких набросков карандашом, мелками, пастелью и акварелью. Мелкозернистая. Бумага выпускается поштучно и в склейках в 12 различных цветах.
INGRES VIDALON фирмы Canson — мелкозернистая с текстурой верже, тонкая, плотностью 100 г/кв.м. с высоким содержанием хлопка. Очень стойкая к свету (кроме черной), бескислотная, больше подходит для графики, чем для растушёвок.
Эта бумага не любит лишних прикосновений, она очень тонкая, но обладает интересной фактурой. Подходит для мягкой пастели, масляной пастели, мелков, карандашей.
Рекомендуется для рисования цветными карандашами, сангиной, мелками, углем, также используется для полиграфии и оформительских работ. Цветовая гамма — 22 оттенка.
INGRES фирмы Clairefontaine — плотность 130 г/м. кв., тонкая, с текстурой верже, по свойствам аналогична бумаге Ingres фирмы Canson. Выпускается в 20 цветах и оттенках.
ФАКТУРА НАЖДАЧНОЙ БУМАГИ
Бумага с ярко выраженной зернистой поверхностью, благодаря чему пастель прекрасно зацепляется за нее. Выпускается в листах большого формата, для художественных работ.
MI-TEINTES TOUCH фирмы Canson – картон с абразивным напылением, имитирующим поверхность наждачной бумаги. Такая фактура помогает удерживать на поверхности пигменты сухой пастели, а масляная пастель ложится более толстым слоем. Бескислотная, натуральных оттенков.
PIZARRA NEGRA фирмы Canson – бумага угольно-черного цвета. Текстура шероховатая, что позволяет наносить тонкие линии.
KROYTER – гладкая, с небольшой пористостью, что позволяет держаться паре слоёв.Отлично подходит для рисования пастельными и другими карандашами. При растушёвке легко отдаёт пастель на инструмент. Достаточно плотная 200 г/кв.м. Недорогая. Идеальна для очень мягкой масляной пастели.
LA CARTE фирмы Sennelier — отличный помощник в обучении. Текстура этой бумаги зернистая, что позволит вам наносить много пастельных слоёв. Не переносит влагу, подходит только для сухой пастели. Не доступна для продажи в России.
SANSFIX фирмы Schmincke — разнообразие бумаги этой фирмы ограничивается 6 цветами. Покрытие бумаги зернистое, она боится воды, пастель на ней хорошо смешивается и растушевывается, а также позволяет проводить тонкие линии.
Художники выбирают ее для многослойной живописи. Благодаря уникальному зернистому покрытию, рисунок на этой бумаге не нужно дополнительно фиксировать.
По своим характеристикам похожа на бумагу La Carte фирмы Sennelier, доступна для продажи в России.WALLIS – бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников, по своей текстуре является наждачной, что позволяет удерживать до 25 слоев пастели.
Благодаря специальной обработке бумага не закручивается и не деформируется. Подкрашивать ее можно растворами содержащими воду, спирт и растворителями.
Благодаря тканевой текстуре бумага пригодна для любых покрытий, в том числе и содержащих воду. Саму пастель на этой бумаге можно размывать.
ERSTA – бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников, по своей текстуре является наждачной, что позволяет удерживать до 25 слоев пастели. Саму пастель на этой бумаге можно размывать. Бумага Ersta больше не создается немецким изготовителем.
ART SPECTRUM COLOURFIX — бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников. Пастель хорошо смешивается и растушевывается. Поверхность, словно покрытая пористым грунтом, позволяет проводить тонкие линии. Бумага этой фирмы также идеальна для многослойной живописи.
БАРХАТНАЯ ФАКТУРА
Имеет бархатистую поверхность, что позволяет использовать по минимуму фиксаж. Пастельный рисунок на такой бумаге выглядит как живопись.
PASTELMAT фирмы Clairefontaine – поверхность покрыта целлюлозной фиброй, она шероховатая, но в то же время бархатистая и приятная на ощупь. Плотность ее составляет 360 г/кв.м.
Такая текстура легко удерживает множественные слои пастели, которая без труда смешивается и растушевывается на ней. Прекрасный выбор для очень мелких деталей и тонких линий.
Бумага позволяет легче добиться фотореалистичности рисунка, по ней прекрасно работает как мягкая пастель, так и различные карандаши.
VELOUR PASTEL фирмы HAHNEMUHLE — хорошо покрывается пастелью, не оставляя пробелов. Из-за ворсистой текстуры на такой бумаге пастель тяжело растушевывать, но тонкие линии проводить легко.
Для этой бумаги непригодны слишком мягкая и слишком твердая пастели. Первая плохо держится, а вторая плохо ложится. Эта бумага совсем не терпит воду.
От воды с неё отклеиваются ворсинки и бумага приходит в негодность.
VELOUR фирмы Лилия Холдинг – бумага с велюровой фактурой, позволяет создавать мягкость и средне детализированные текстуры на картинах, а при более плотной зарисовке пастель выглядит ярко и сочно. Бумага очень прочно держит пастель, что делает ее устойчивой к стиранию. В склейке 5 оттенков (серый, белый, желтый, розовый, бежевый).
ПАСТЕЛЬНАЯ ДОСКА
Изготовляется из мелких частиц пробки.
PASTELBOARD фирмы Ampersand — на выбор доступны покрытия мраморной крошкой или глиной.
ДРУГАЯ БУМАГА
COLORFIX фирмы Old Holland – акварельная бумага, полученная путем горячей прессовки, с нанесенным грунтом Colorfix. Поверхность бумаги мелкозернистая, в палитре имеется 16 различных цветов.
ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ, ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ, МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ — альбомы фирмы Лилия Холдинг — для рисования акварелью, гуашью, чернографитным карандашом, сухой пастелью и восковыми мелками.
Бумага экстра белая — яркая, имеет зернистую поверхность, плотностью 200г/м, с перфорацией и на жесткой подложке.
Бумага подходит для размыва и большого ровного нанесения краски, а также выдерживает многочисленные подправки и стирания ластиком.
РОМАНТИКА СТАРОГО ДОМА фирмы Лилия Холдинг — бумага с повышенной плотностью 280 г/кв.м, состоит на 70% из хлопкового волокна и имеет зернистую поверхность. После высыхания бумага не деформируется, после неоднократных промывок не размягчается и не ворсится, сохраняя свою первоначальную плотность. Также это изделие идеально подходит для рисования пастелью.
ARCHES фирмы Canson — бумага высшего качества из 100%-ого хлопка. Равномерное распределение волокон делает бумагу наиболее устойчивой к деформации. Это позволяет акварели равномерно распределяться на ней.
Уникальная технология желатиновой пропитки, которая используется на акварельной бумаге Arches, позволяет выдерживать выскабливание и лучше всего сохранить яркость красок. Для работы с пастелью наиболее подходит среднезернистая бумага холодного литья Fin.
На такую поверхность легко наносить любые изображения.
MOULIN DU ROY (Fin) фирмы Canson — изготавливается из 100% хлопка на цилиндрической машине уникальным способом, повторяющим технологию ручного литья.
Благодаря этой технологии, листы прекрасно впитывают влагу и при этом не деформируются. Акварельные пигменты на такой бумаге хорошо сохраняются и выглядят ярче.Moulin du Roy не содержит кислот и отбеливающих веществ, что обеспечивает ей прочность и долговечность.
DISEGNO фирмы Fabriano – бумага изготовлена из смеси с содержанием хлопка 50%. Отсутствие кислоты гарантирует неизменность рисунка с течением времени. Идеально подходит для акварели, темперы, гуаши, акриловых, чернил, угля, воска, графита, маркеров, рисунка и гравюры (травление, литография и шелкография).
HAHNEMUHLE фирмы Hahnemuhle – бумага натурального белого цвета, изготовлена традиционным способом на мульдах. Благодаря 50% содержанию хлопка обладает высокой прочностью, свето- и износостойкостью. Бумага выпускается в блоках и листах с различными фактурами. Идеально подходит для техник: акварель «по сырому», лессировка, отмывка, гуашь, уголь, карандаш, пастель.
BAMBOO фирмы Hahnemuhle — альбом для акварели и акрила состоит из бумаги, изготовленной из 90% бамбукового волокна и 10% хлопка. Особенно подходит для акварели, акрила, пастели, рисунка и смешанных техник.
КАК ВЫГЛЯДЯТ ПАСТЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ НА РАЗЛИЧНОЙ БУМАГЕ
Обычная бумага для рисования | Ingres бумага | Бархатная бумага |
Слева направо: мягкая пастель, средней твёрдости, твёрдая, растворимая в воде |
РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ ПОДГОТОВКИ БУМАГИ
ОКРАШИВАНИЕ
Обычную акварельную бумагу предварительно можно тонировать пакетиком чая или кофе, акварелью, пищевыми красителями.
Кофе, пакетик чая или просто чайная заварка заваривается на несколько часов. После того, как полученный раствор достаточно настоится, можно затонировать бумагу с помощью любой удобной кисти.
В зависимости от способа и сорта чая (черный, зеленый, красный), бумага может получить разный тон: оливковый, розовый, голубой, бежевый, и т.д.
От крепости настоя чая или кофе также можно получить разный тон бумаги:
ГРУНТОВКА
Для рисунка пастели стоит выбирать акварельную бумагу холодной прессовки (поверхность акварельной бумаги горячей прессовки слишком гладкая для пастели). Из-за возможной деформации поверхности бумаги после воздействия на нее водоосновного грунта, такая бумага будет идеальна, т.к. ее основа больше других подходит для подмалевок акварелью или акриловой краской.
Как сделать карамельное топливо: пошаговая инструкция
Несколько десятилетий назад, когда человечество бредило освоением космоса, увлечение ракетостроением было повальным. И школьники, и взрослые мужчины с энтузиазмом конструировали в гаражах и на кухнях модели ракет из подручных материалов.
Сейчас ажиотаж немного спал, но что может быть увлекательнее, чем запустить в воздух собственноручно сделанный летательный аппарат? Как же заставить ракету взлететь? Самое доступное и практичное — использовать карамельное топливо, смесь селитры и углевода.
Что потребуется
Набор составляющих не так уж велик.
1. Сахар или сорбит — сырье для карамелизации.
2. Селитра (можно использовать разную, об этом подробнее ниже).
3. Металлическая емкость — чаще всего берут обычные консервные банки, хотя предпочтительнее брать посуду с толстыми стенками — для более равномерного нагрева. Еще лучше — эмалированную или из нержавейки, чтобы не было реакции раствора с материалом посуды.
4. Электроплитка — готовить топливо на газовой плите нельзя!
5. Газета или другая бумага с хорошими впитывающими свойствами (если ваша цель — сделать не просто карамельное топливо, а карамельную бумагу). Ее также используют в двигателях ракет, пропитывая готовой «карамелькой» и высушивая (без нагрева).
6. Средства защиты: очки и перчатки.
7. Вентиляция.
Три способа изготовления
Сделать карамельное топливо можно по-разному. Самое легкое — просто смешать компоненты. Еще «карамельку» варят — просто или с выпариванием.
При обычном смешивании топливо ссыпают в стеклянную банку и встряхивают несколько раз, затем плотно закрывают, чтобы исключить впитывание воды.
При непосредственном использовании в двигателях ракет этот вид горючего надо хорошо уплотнить, иначе возможен взрыв.
Варят, или, скорее, плавят карамельное топливо при температуре 120-145 градусов до полного преобразования сахара и образования массы, по консистенции похожей на жидкую манную кашу. Предварительно измельчать компоненты не нужно.
Очень важно постоянно мешать ее, чтобы не образовались пузырьки воздуха. Варка с выпариванием подразумевает добавление воды с последующим ее испарением.
Недостатки этого способа: в топливе остается влага, и это снижает скорость его горения.
Рецепт № 1
Карамельное топливо из калиевой селитры (нитрата калия) — самый лучший вариант. Ингредиенты берутся в следующих пропорциях: сахар или сорбит — 35 %; селитра — 65 %. Селитру сушат на плоской широкой сковороде про 100-150 градусах около двух часов. Затем измельчают в течение примерно 20 секунд — можно использовать ступку или кофемолку.
Закладывают равными порциями, по 50 граммов. Чтобы не возиться с измельчением сахара, лучше купить уже готовую сахарную пудру. Для «вареного» карамельного топлива ничего ни молоть, ни сушить не нужно. Чтобы усилить эффективность, в смесь можно добавить 1%-ный оксида железа (Fe2O3).
Рецепт № 2
Карамельное топливо из натриевой селитры. Особенности этой смеси — она более гигроскопична. Потребуется 70 % селитры, 30 % сахара и два объема воды (200 %).
Рецепт № 3
Пользоваться им не рекомендуется. Это карамельное топливо на аммиачной селитре (аммоний азотнокислый). Почему лучше обратить внимание на другие рецепты? Потому что это неустойчивое соединение, и при нагревании все что угодно может пойти не так. В результате затея, вполне вероятно, закончится пожаром!
Кроме того, при изготовлении «карамельки» из аммиачной селитры выделяются крайне токсичные пары. Поэтому все рецепты с использованием аммиачной селитры содержат дополнительные компоненты для преобразования ее в натриевую или калиевую.
Проще всего вариант с натриевой. Берем 40 % селитры, 45 % пищевой соды и 200 % воды. Отмечаем уровень жидкости и выпариваем, пока не пропадет запах аммиака.Потом доливаем воду до первоначального уровня (она же выпарилась частично), добавляем 15 % сахара и дожидаемся его растворения.
Катализаторы
Для увеличения эффективности «карамельки» в нее добавляют различные катализаторы. Самый популярный — оксид железа. Менее известно карамельное топливо с алюминием. Внимание! Смесь алюминия с нитратами может воспламениться в присутствии воды.
Особенно опасно наличие любых щелочных примесей, которые могут присутствовать в селитре, недостаточно чистой или сделанной самостоятельно.
Поэтому в горючее на основе нитратов с алюминием в качестве катализатора обязательно добавление 0,5-1 % какой-нибудь слабой кислоты, причем не факт, что этого количества хватит, — все зависит от качества селитры. Борная — наилучший вариант.
Щавелевая и уксусная не годятся — алюминий реагирует с ними. Если в процессе варки смесь сильно нагревается, пенится и испускает резкий запах аммиака — нужно незамедлительно снять ее с плитки и погрузить в воду.
Вообще, экспериментировать с катализаторами лучше опытным ракетостроителям, освоившим простейшие виды топлива. Да и подучить химию не помешает: пользоваться готовыми советами просто, но значительно ценнее знание и понимание того, что ты делаешь, и какие реакции происходят в смеси.
Алюминий добавляется в калиевую «карамельку». Допустимые вариации — от 2,5 до 20 %. Разное количество дает разное изменение скорости горения топлива. Рекомендуется использовать сферический алюминий АСД-4.
Как остаться целым и здоровым
Опаснее всего готовить карамельное топливо путем плавления сахара и селитры, но зато этот вариант и самый результативный. Емкость, в которой варят «карамельку», должна быть идеально чистой — посторонние вещества могут вызвать возгорание.
Рядом не должно быть источников открытого пламени — взрывы на кухне нам ни к чему. Очень важно следить за температурой смеси — выше 180 градусов она не должна подниматься ни при каких обстоятельствах!
При размешивании лучше использовать деревянную палочку во избежание побочных реакций.
Мешать следует очень тщательно, но равномерно: пузырьки воздуха в готовом топливе при использовании приводят к взрыву ракеты.
При розливе этого горючего в формы также нужно следить, чтобы не было пузырьков. Работать необходимо с вытяжкой или на свежем воздухе, особенно это касается рецепта с аммиачной селитрой.Не перемалывайте сахар и селитру в кофемолке вместе! Молоть нужно отдельно, смешивать, встряхивая, в стеклянной посуде.
Новичкам не стоит связываться с нитратом аммония: сначала попробуйте самое простое и безопасное (на основе калиевой селитры) карамельное топливо. Изготовление любого самодельного горючего должно проходить под тщательнейшим контролем качества ингредиентов, температуры, содержания влаги и с соблюдением всех мер безопасности!
Где достать ингредиенты
Селитра продается в магазинах сельскохозяйственных товаров и отделах для дачников в качестве удобрения. Сорбит — заменитель сахара для диабетиков. Продается, соответственно, в аптеке.
Fe2O3 — оксид железа — раньше продавался под названием «железный сурик». Можно попробовать сделать его самостоятельно, изучив соответствующую литературу. Минерал гематит — этот тоже оксид железа.
Алюминий продается фирмами-производителями химреактивов.