Нефтепродукты

Удивительная нефть и основные виды нефтепродуктов

Нефтепродукты

Под общим названием нефтепродукты объединяют индивидуальные углеводороды и их смеси, получаемые путем переработки нефти и сопутствующих газов.

По агрегатному состоянию различают нефтепродукты газообразные, жидкие и твердые.

В классификации по применению различают нефтяные масла, осветительные керосины, топлива, битумы, нефтяные растворители, твердые углеводороды.

Сжиженные углеводородные газы

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) – чистые газы или газовые смеси, полученные из широкой фракции летучих углеводородов. Сжиженные газы применяются в химической промышленности для синтеза более сложных органических соединений.

Газовые смеси широко применяются в качестве топлива для автомобилей, теплосетей и различных отраслях промышленности.

Разделение фракции летучих углеводородов производится путем газофракционирования. При этом на выходе получают бутан, пропан, изобутилен, изобутан, изопентан, пентан.

Бутан, пропан и бутан-пропановые смеси используются в качестве топлива, остальные углеводороды служат исходным сырьем в производстве полимерных материалов.

Использование газового топлива намного безопаснее для окружающей среды, чем сжигание бензина и других более высокомолекулярных фракций нефти.

Бензин

Самая легкая жидкая фракция углеводородов – бензин, светлая легковоспламеняющаяся жидкость, склонная к детонации. Состоит из углеводородов, выкипающих при температуре до 110°С.

Бензин производится путем прямой перегонки сырой нефти, а также в процессе крекинга, изомеризации, алкилирования, риформинга других фракций нефти.

Бензины подразделяются на автомобильные, авиационные и растворители.

Удивительная нефть

Нафта, или лигроин, – жидкая углеводородная фракция, выделяющаяся после отгонки низкомолекулярных углеводородов в температурном интервале 110…240°С.

Ранее использовался в качестве моторного топлива, по состоянию на сегодня – как исходное сырье в производстве высокооктановых добавок, некоторых сортов бензина, олефинов.

Нафта применяется как растворитель в лакокрасочной промышленности, реже – как осветительное топливо.

Керосин

Керосин состоит из углеводородов С9-С16, отгоняющихся при температуре до 320°С. Содержит предельные и непредельные углеводороды, нафтены, бициклические соединения.

Керосин применяется как реактивное и ракетное топливо, как сырье в химической промышленности и осветительное топливо.

Авиационные керосины служат также хладагентами в охладительных системах двигателей.

Дизельное топливо

Дизельное топливо производится из керосино-газойлевых фракций, полученных при перегонке сырой нефти и каталитического крекинга высокомолекулярных фракций.

По назначению выделяют две группы дизельных топлив: для быстроходных и тихоходных двигателей.

Для быстроходных двигателей применяются дистиллятные топлива из керосино-газойлевых фракций, остаточное топливо для тихоходных двигателей производится из керосино-газойлевых прямогонных фракций в смеси с мазутами.

Мазут

Мазут – жидкая фракция нефти, остающаяся после отгонки легких фракций нефти, относящихся к группе светлых нефтепродуктов.

Содержит высокомолекулярные алифатические углеводороды, нефтяные смолы, карбены, асфальтены, металлоорганические соединения.

Качественный и количественный состав мазута, а также его свойства зависят от характеристик исходного сырья, а также степени отделения более легких фракций.

Применяется как топливо для промышленных печей, котельных установок, паровых котлов. В последнее время все большее распространение получает технология вакуумной перегонки мазута, при которой из него выделяются дистиллятные фракции, выкипающие в разных температурных диапазонах.

Вакуумные дистилляты используют для производства некоторых видов топлива и смазочных масел.

Из остатка после вакуумной перегонки получают остаточные смазочные масла и битум, или подвергают крекингу для получения более легких углеводородных фракций.

Остаточные нефтяные топлива

Кроме топочных мазутов к остаточным топливам в России относят и другие темные нефтепродукты, содержащие нефтяные остатки. Это топлива для среднеоборотных двигателей ДМ и ДТ, флотские котельные мазуты и судовые топлива высокой вязкости.

Остаточные нефтяные топлива классифицируют по особенностям их применения.

Резина

Резина – искусственный полимерный материал, полученный в результате реакции изопренового или бутадиенового каучука с серой в процессе вулканизации. Во время реакции линейный полимер приобретает пространственную структуру.

Свойства резины зависят от условий проведения вулканизации и содержания различных добавок, улучшающих эксплуатационные характеристикиматериала.

Масла

Группу нефтяных масел составляют сложные смеси высококипящих углеводородов. В составе масел присутствуют предельные, нафтеновые, ароматические и гибридные углеводороды, металлорганические и гетеропроизводные.

Чем выше вязкость и плотность нефтяного масла, тем сложнее его состав. Поскольку разделение фракции на индивидуальные компоненты сильно затруднено, определяется содержание отдельных групп соединений.

По способу получения различают масла остаточные, дистилляционные и компаундированные, по назначению – консервационные, изоляционные, белые и смазочные.

Нефтяные масла служат основой для производства смазочных и смазочно-охлаждающих материалов, а также гидравлических жидкостей.

Гудрон

Гудрон образуется после отгонки всех фракций нефти, выкипающих при температуре до 600°С и составляет до 45% от массы сырья. В зависимости от состава нефти гудрон может быть жидким или твердым, асфальтоподобным.

Кроме высокомолекулярных парафинов, ароматических соединений и нафтенов гудроновую фракцию составляют смолы и асфальтены. При переработке гудрона получают смазочные масла, моторные топлива, битумы, горючие газы.

Газоконденсат

Газовый конденсат представляет собой смесь углеводородов, выкипающих в пределах 30…250°С. Химический состав газового конденсата близок к бензиновым и керосиновым фракциям, полученным путем прямой перегонки нефти. В условиях высоких давлений и температур летучие фракции находятся в газообразном состоянии и переходят в жидкую фазу после добычи газа.

Газоконденсат содержится в природном газе, сопутствующих нефтяных газах, а также встречается в виде газоконденсатных залежей. В конденсированном виде представляет собой почти бесцветную или желтоватую жидкость. Применяется как моторное топливо и исходное сырье для органического синтеза.

Прямогон и пластмассы

Прямогонами называют фракции нефти, полученные путем прямой перегонки. Чаще всего под прямогоном подразумевается прямогонный бензин, самая легкокипящая фракция нефти.

Детонационная стойкость прямогонного бензина слишком низка, поэтому он непригоден для применения в качестве моторного топлива.

Область применения прямогона – производство аммония, пропилена (а из него – вторичного полипропилена), этилена и других диеновых углеводородов. Из прямогонной бензиновой фракции получают осветительные керосины, используют как компонент реактивных топлив и «неполуфабрикатных» бензинов.

Помимо использования прямогонного бензина в качестве сырья для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония он нередко является компонентом товарных «неполуфабрикатных» бензинов, реактивных топлив, и осветительных керосинов.

Ацетон

Ацетон, диметилкетон – простейший представитель гомологического ряда алифатических кетонов. В нормальных условиях представляет собой летучую легковоспламеняющуюся жидкость, которая легко смешивается с водой и органическими растворителями.

В чистом виде применяется редко, ввиду больших потерь через испарение. Основное применение ацетона – растворитель для масел, смол, полистирола и ряда других органических соединений, лакокрасочных материалов.

Применяется для обезжиривания поверхностей и в фармацевтической промышленности для синтеза некоторых альдегидов, спиртов, более сложных кетонов и ряда других соединений.

Классы и типы нефтепродуктов и нефти: типы, класс опасности, что такое нефть, для чего нужна нефть, что делают из нефти

Нефтепродукты

Понятие нефти и классификация нефтепродуктов

Значение нефти в настоящее время трубно переоценить, поскольку нефть и газ являются важнейшими энергоносителями в современном мире.  И нефть, и газ относятся к так называемым углеводородным ископаемым  источникам энергии. Использование нефти возможно в самых разных отраслях народного хозяйства. В этой статье мы поговорим про нефть, точнее, о продуктах, которые получают из нефти.

 Загрузка …

Для чего нужна нефть? Современный ассортимент нефтепродуктов, которые производятся из нефтей различных марок предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности, достаточно обширен. Что делают из нефти?

В настоящее время нефтяная и нефтехимическая промышленность выпускает более пятисот наименований продукции этой сферы. Требования к нефтепродуктам отличаются большим разнообразием, что продиктовано постоянно меняющимися условиями их эксплуатации и различными сферами народного хозяйства, которые подразумевают  использование продуктов переработки нефти.

Однако, несмотря на столь внушительный список названий конкретной продукции нефтеперерабатывающей промышленности, все производимые ею нефтепродукты объединяются в ограниченный набор классификационных групп.

В этой статье мы расскажем, на чем основана классификация нефти и нефтепродуктов,  и о группах, в которые объединены все известные на данный момент времени товарные  нефтепродукты. Итак, нефть.

Значение этого сырья и что из неё делают.

Типы нефтепродуктов. Принципы классификации

Все, что делают из нефти, называется нефтепродуктами. Классификация нефтепродуктов товарного назначения, как и классификация любых других производимых товаров, может основываться на самых разных принципах. Это, к примеру, может быть разделение по химическому составу, по способу производства, по физическим свойствам, класс опасности и так далее.

Однако, так как основные требования, предъявляемые  как к количеству выпускаемой продукции, так и к её качественным и потребительским свойствам, диктуются все-таки покупателями, основная общепринятая классификация выделяет классы нефтепродуктов, основываясь на принципе их практического использования в самых разных отраслях народно-хозяйственной деятельности.

Проще говоря, их объединяют в группу по принципу «зачем они нужны».

Итак, общепринято классифицировать получаемые  нефтепродукты по их назначению следующим образом:

  • моторное топливо различных видов;
  • энергетические виды топлива;
  • нефтяные масла;
  • вяжущие и углеродные материалы;
  • сырье нефтехимического назначения;
  • специальные нефтепродукты.

Каждая перечисленная выше группа, в свою очередь, делится на более мелкие подгруппы нефтепродуктов.

Рассмотрим их поподробнее.

Классификация моторных видов топлива

Эта группа производимых из нефти товаров является самой востребованной и широко применяемой, поскольку в неё входят источники энергии для самых разных типов двигателей транспортных средств.

В основу классификации моторных  топлив положен принцип работы тех двигателей, в которых они применяются.

Итак, моторное топливо бывает:

  • бензиновым;
  • реактивным;
  • дизельным.

Бензины, в свою очередь, делятся на авиационные (керосин) и автомобильные.

Деление автомобильных бензинов происходит по их октановому числу. В нашей стране их разновидности обозначаются литерой А с указанием после неё показателя октанового числа (например, А-76, А-80, А-92, А-95 и А-98).

Каждый вид бензинового топлива предназначен для своего типа двигателя, поэтому применение топлива с более низким октановым числом, чем рекомендовано для Вашего транспортного средства, приводит к значительному сокращению ресурса двигателя, а при постоянном нарушении рекомендованных требований – к его поломке.

Реактивное топливо используется (как ясно из названия) в двигателях реактивного типа.

Все большую популярность набирают двигатели, работающие на дизельном топливе. Раньше это было связано с тем, что оно стоило дешевле бензина.

Однако, в настоящее время, цены на оба этих нефтепродукта на АЗС нашей страны практически сравнялись, и основным критерием выбора дизеля, а не бензинового ДВС (двигателя внутреннего сгорания), остался только один: дизели, как правило, более экономичны в расходе топлива.

Любители мощных автомобилей знают, что бензиновые двигатели мощнее дизельных. Однако и расход топлива (измеряемый в количестве литров, затрачиваемых на 100 километров), у таких автомобилей значительно выше.

Классификация топлива энергетической группы

Здесь принцип классификации такой же, как в предыдущей группе – тип двигателя.

Энергетическое топливо бывает двух видов:

№Полезная информация
1 газотурбинное
2 котельное

Эти виды топлива используются в отопительных котельных, на теплоэлектростанциях и в двигательных установках речных и морских судов. В качестве котельного топлива используются различные виды мазутов.

Еще что делают из нефти? Нефтяные масла

Пожалуй, одна из самых многочисленных (по наименованиям) групп нефтепродуктов, поэтому она делится на две большие подгруппы – смазочные и несмазочные, которые, в свою очередь, также разделяются по своему назначению.

Смазочные масла (в зависимости от сферы своего применения) подразделяются на:

  • моторные;
  • трансмиссионные;
  • индустриальные;
  • энергетические.

Моторные масла, как ясно из их названия, используются для уменьшения трения в двигателях реактивного и поршневого типов.

Трансмиссионные применяются в тех же целях для смазывания разных видов зубчатых передач (по-другому – трансмиссий) тракторной и автомобильной техники. Также эти масла называют ещё и осевыми, поскольку они применяются для смазки осевых шеек железнодорожной техники (тепловозов и вагонов разного вида).

Отдельная группа индустриальных смазочных масел используется для снижения трения в деталях станков, промышленного оборудования, а также применяемых на производстве машин и механизмов. Всё перечисленное техническое оборудования работает в самых разных условиях, поэтому индустриальные масла, в свою очередь, делятся на:

  • легкие (к ним относятся веретенное, швейное, приборное, вазелиновое, сепараторное, велосит и так далее);
  • средние (применяются для смазки деталей, используемых на средних скоростных режимах и при средних величинах нагрузок);
  • тяжелые (применяются для смазки деталей буровых установок, подъемных кранов, прокатных станов, мартеновских печей и т.п.).

Энергетические смазочные масла, как становится понятно из названия, применяются для смазки деталей машин и механизмов, работающих в энергетической отрасли. Также их применяют для снижения трения в машинах, работающих в сложных условиях повышенных нагрузок, высоких температур и под постоянным воздействием пара, воды или воздушных масс. В зависимости от области применения, они бывают:

  • цилиндровыми;
  • компрессорными;
  • турбинными.

Несмазочные масла еще называют специальными.

Они предназначены не для использования в качестве смазочного материала, а применяются как рабочие жидкости в системах торможения, в насосах пароструйного типа, в разного рода  гидравлических механизмах, а также  в конденсаторах, трансформаторах, в наполненных маслом электрических кабелях (там они выполняют функцию  в изоляторов). Эта подгруппа несмазочных масел делится на вакуумные, гидравлические, конденсаторные, трансформаторные и так далее.

Другие разновидности несмазочных масел делятся на парфюмерные, медицинские, охлаждающие и так далее.

Что такое вяжущие и углеродные материалы?

К ним относятся:

  • различные виды коксов;
  • битумы (применяются для асфальтоукладочных и кровельных работ);
  • нефтяные пеки:
  1. пропитывающие,
  2. волокнообразующие;
  3. связующие;
  4. брикетные;
  5. специальные.

Нефтехимическое сырье

Эта группа нефтепродуктов выступает в качестве сырья для предприятий химической отрасли:

  • углеводороды ароматической группы:
  1. толуол;
  2. бензол;
  3. нафталин;
  4. различные ксилолы и так далее.
  1. нефтяной заводской и попутные газы;
  2. прямогонные фракции бензинов;
  3. Газы, содержащие олефины и прочее.
  • разные виды парафинов (жидких и твердых);
  • церезины.

Жидкие парафины используются как сырье при производстве синтетических видов жирных кислот, белково – витаминных концентратов, а также при получении  поверхностно-активных веществ,

Специальные нефтепродукты

Эта группа включает в себя:

  • сырье для технического углерода (термогазйоль);
  • консистентные виды смазок:
  1. защитные;
  2. антифрикционные;
  3. уплотнительные.
  • осветительный керосин;
  • топливные присадки;
  • присадки к маслам;
  • деэмульгаторы;
  • водород;
  • элементная сера и так далее.

В нашей стране классификация нефтепродуктов определена  ГОСТ-ом за номером 28576-90, который в международной системе ИСО соответствует  номеру 8681-86.

Исследование процессов очистки нефтепродуктов. Установка УВР-Л

Все о светлых и темных нефтепродуктах

Нефтепродукты

Технология переработки сырой нефти предполагает её очистку и поставку в виде различных нефтепродуктов конечному потребителю. В результате нефтеперерабатывающая промышленность смогла предложить более 500 различных продуктов в газообразном или твёрдом состоянии. Самыми распространёнными среди них являются дизельное топливо, бензин, керосин, ГСМ, различные растворители.

Существует достаточно много разнообразных классификаций углеводородов по различным признакам. К примеру, в соответствии с назначением топливо может быть энергетическим или моторным, нефтяные масла или другое сырьё, вырабатываемое предприятиями нефтехимической отрасли. Но чаще всего практикуется деление всех нефтепродуктов на светлые и тёмные.

Тёмные нефтепродукты

Тёмными нефтепродуктами принято называть все существующие типы дистиллятных масел и мазутов, а также вакуумный газойль, битум, гудрон, топливо, которое используется для работы газовых турбин. Все они являются «тёмными» — непрозрачными из-за наличия в их составе тяжёлых продуктов переработки, которые и дают такой цвет.

Дистиллятные масла

Дистиллятные масла представляют собой продукт перегонки мазута. Они очищаются при помощи фенола или фурфурола (именно эти вещества используются для очистки ввиду своей ценовой доступности). Дистиллятные масла служат базовым продуктом для производства моторных масел (автомобильных, индустриальных, машинных). Их очистка выполняется при +45÷+50 ˚С.

Специалисты выделяют в отдельную категорию равновязкие дистиллятные масла, которые отличаются меньшей испаряемостью в сравнении с материалами полученными методом компаундирования. Также широкое применение получили индустриальные материалы, которые производятся с обязательной сернокислотной очисткой под воздействием температуры для использования в гидравлических системах.

При изготовлении маловязких нефтяных дистиллятных масел производители загущают материал при помощи полимерных присадок. Материалы этой категории отличаются отличными температурно-вязкостными характеристиками. Это позволяет в ходе эксплуатации машин и механизмов использовать маловязкие масла вместе с большим количеством разнообразных добавок в сравнении с базовым дистиллятным маслом.

Кроме того, к категории тёмных нефтепродуктов принято относить следующие вещества:

  • битумы, являющиеся смесью углеводородов, изготовленные из нефтепродуктов – искусственный вяжущий материал, который используется во многих направлениях производства (в строительстве, кровельных работах, при сооружении систем гидроизоляции);
  • гудроны – остаток после отгонки нефти всех фракций в вакууме или при атмосферном давлении (материал используется в производстве моторного топлива, горючих газов, смазок, малозольного кокса, битума);
  • вакуумный газойль, который впоследствии становится одним из компонентов дизельного топлива, является исходным сырьём для крекинга каталитического типа или гидрокрекинга;
  • моторное топливо, используемое в работе транспорта и газотурбинных установок.

Светлые нефтепродукты

Светлые нефтепродукты отличаются отсутствием в их составе тяжёлых фракций, что делает их прозрачными. К этой категории относятся такие вещества как керосин, бензин, дизельное топливо.

Количество примесей в конечном продукте зависит от того, насколько качественно было переработано сырьё изначально. Также огромное значение имеет глубина переработки – соотношение продукта на выходе к объёму углеводородов, которые были затрачены для производства.

В большинстве случаев их температура вспышки составляет менее 61 ˚С.

Лигроин

Материал сегодня используется в качестве растворителя, хотя раньше служил топливом для дизельных двигателей. В последнее время его применение постепенно сокращается, в основном лигроин используется в нефтехимической промышленности при производстве бензина, высокооктановых добавок. Также он может использоваться в качестве наполнителя для жидкостных измерительных приборов.

ООО «Компания «Нипетойл» предлагает свои услуги в сфере поставок дизельного топлива, других светлых продуктов нефтепереработки в Москве и области. Позвоните нам, мы сможем предложить выгодную цену, оперативность доставки, чёткое соблюдение всех обязательств. Мы доставим топливо в любом объёме от 1000 л.

Нефтепродукты

Нефтепродукты
Нефтепродукты, производимые компанией Standard Oil

Нефтепродукты — это смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые путем переработки нефти и попутных нефтяных газов.

По сути, нефтепродукты – это любые вещества, полученные в результате переработки нефтяного сырья. Однако, на практике наиболее широко используются так называемые товарные нефтепродукты. Они, как правило, представляют собой смесь определенного состава из нескольких индивидуальных веществ с характерными для данного товарного продукта свойствами.

В течение некоторого периода после открытия нефти, ее не подвергали переработке, а использовали в сыром виде в качестве горючего или смазочного материала. Более тяжелую нефть, как правило, выходящую на поверхность, применяли в строительстве, например, для замазывания швов и т.п.

Позднее нефтедобытчики поняли, что нефть разумнее не сжигать в сыром виде, а перерабатывать и получать из нее более ценные вещества. Одним из таких продуктов стал керосин для осветительных ламп, который заменил распространенный в то время китовый жир. Для производства первых нефтепродуктов использовались простейшие нефтеперегонные кубы – предки современных ректификационных колонн.

Стоит отметить, что знаменитый русский ученый Д.И. Менделеев, вовремя осознав ценность нефть, посвятил значительную часть своих работ ее изучению. Именно ему принадлежит известная фраза: «Сжигать нефть — все равно, что топить печь ассигнациями».

Сегодня, принимая во внимание прогресс в сфере нефтепереработки, никто не возьмется опровергать это утверждение, и не будет оспаривать тот факт, что основная ценность нефти заключается именно в производимых из нее веществах – нефтепродуктах.

Сегодня ассортимент выпускаемых нефтеперерабатывающими предприятиями продуктов насчитывает порядка 500 различных наименований. Это вещества различных агрегатных состояний, которые, могут представлять собой как индивидуальные соединения, так и смеси углеводородов определенного состава.

К индивидуальным веществам относятся такие соединения, как, например, бензол или толуол.

Ярким примером смесей углеводородов являются товарные бензины, представляющие собой компаундированную смесь получаемых в процессе нефтепереработки соединений, которая соответствует по ряду свойств требуемым нормативам. Название же товарных бензинов сохраняется от основного компонента данной смеси – бензиновой фракции.

Классификация нефтепродуктов

Продукты нефтепереработки классифицируются по целому ряду различных параметров. Очевидно, их можно разделить, например, по агрегатному состоянию на:

  • газообразные
  • жидкие
  • твердые

Кроме этого, выделяют несколько классов по степени опасности веществ в зависимости от температуры вспышки:

  • I класс (t вспышки менее 28 C) – бензины
  • II класс (t вспышки 28…61 C) – керосины, дизельное топливо ДА
  • III класс (t вспышки 61…120 C) – дизельное топливо, мазут
  • IV класс (t вспышки более 120 C) – масла, битумы, парафин

Однако самая распространенная классификация нефтепродуктов — это их разделение в зависимости от области применения:

  • Топливо
    • Моторное топливо
      • Бензины
      • Дизельное топливо
      • Реактивное топливо
    • Энергетическое топливо
      • Газотурбинное топливо
      • Котельное топливо
      • Судовое топливо
  • Нефтяные масла
    • Смазочные масла и пластичные смазки
    • Не смазочные масла (трансформаторные, конденсаторные и пр.)
  • Углеродные и вяжущие материалы
    • Нефтяной кокс
    • Битум
    • Гудрон
    • Пек
  • Нефтехимическое сырье
    • Ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилол и пр.)
    • Сырье для пиролиза (смесь газов – предельных углеводородов)
    • Твердые углеводороды (парафины, церезины)
  • Нефтепродукты специального назначения
    • Термогазойль
    • Осветительный керосин
    • Растворители (ацетон, уайт-спирит)
    • Топливные присадки

Основную долю получаемых из нефтяного сырья продуктов переработки составляют различные виды топлива. Так, на моторное топливо приходится порядка 60% от всего объема производства нефтепродуктов.

Следующая по значимости группа нефтепродуктов – нефтяные масла. Помимо прямого назначения горюче-смазочные нефтяные материалы, входящие в данную группу могут использоваться в качестве антикоррозионных и теплоотводящих составов, например, для заливки трансформаторов.

Довольно обширный класс нефтепродуктов представляют углеродные и вяжущие материалы. Яркий представитель данной группы – битум, в огромном количестве используемый в составе асфальта для дорожных покрытий и в строительстве.

Стоит отметить, что некоторые нефтепродукты выступают не как готовые к использованию вещества, а в качестве сырья для дальнейшего нефтехимического синтеза. В основном это получаемые в процессе нефтепереработки газы. Сюда также можно отнести некоторые ароматические соединения – бензол, толуол, парафин и пр.

Производство нефтепродуктов

В зависимости от типа продукта его производство может включать несколько стадий. Однако основной этап для всех видов – разделение нефти на фракции (или перегонка нефти) в ректификационной колонне.

Далее выделенные фракции подвергаются дальнейшей переработке, а полученные вещества — очистке и, возможно, смешению (компаундированию) для получения удовлетворяющих спецификации товарных нефтепродуктов.

Более подробно технологии получения тех или иных нефтепродуктов рассмотрены в соответствующих статьях.

Транспортировка нефтепродутов

Транспортировка продуктов нефтепереработки осуществляется несколькими способами:

  • наливом, в специальных емкостях
  • навалом, в контейнерах
  • в специальной таре
  • по трубопроводу

Газообразные нефтепродукты сжижают и транспортируют в специальных цистернах под давлением.

Жидкие продукты, такие как бензин, дизельное топливо, керосин и др. перевозят железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в специальных цистернах, а также по трубопроводу, который называется нефтепродуктопровод.

Некоторые виды масел и растворителей перевозят уже разлитыми в готовую для продажи или специальную тару.

Твердые нефтепродукты, такие как нефтяной кокс транспортируют навалом преимущественно в железнодорожных вагонах.

Нефть и нефтепродукты

Нефтепродукты

В 21 веке нефть и нефтепродукты являются неотъемлемой частью жизни людей. Без нефтепродуктов не обходится ни одна сфера человеческой деятельности. Нефтепродукт – это не только смесь углеводородов, но и химическое соединение, которое получают из нефти.
Главные виды нефтепродуктов:

  • топливо (бензин, керосин, дизельное топливо)
  • ГСМ
  • растворители
  • нефтехимическое сырье
  • электроизоляционные составы.

Любые нефтепродукты получают методом перегонки нефти. Вследствие перегонки из первичного сырья выделяются разные газообразные вещества. Главное устройство для перегонки — ректификационная колонна.

Нефтяные топлива

Большая популярность нефтяных фракций как топлива обусловлена высоким уровнем их теплоты сгорания, а также не высокой ценой и удобным использованием.

В процессе сгорания одного килограмма нефтяного топлива можно получить не менее 41670 кДж тепла, в то время как при сгорании такого же количества угля — примерно 33 330 кДж тепла, а древесины – лишь 19 500 кДж. Уровень себестоимости добычи нефтепродуктов примерно в 6 раз меньше, чем угля.

Также жидкие топлива обладают рядом достоинств перед твердыми, в особенности в процессе перевозки и применения.
Любое топливо для двигателей и разных топочных устройств должно отвечать таким условиям:

  • при сгорании должно выделяться наибольше количество тепла за конкретное время. Процесс их горения должен быть плавным и полным, при этом должно образовываться наименьше количество токсичных и коррозионно-агрессивных соединений и отложений
  • своевременно должны образовываться однородные смеси паров топлива с воздухом, уровень испаряемости должен быть оптимальным
  • топливо должно бесперебойно подаваться по системе питания в силовой агрегат в различных погодных условиях. Не должно возникать проблем с транспортировкой и хранением
  • эксплуатационные свойства не должны ухудшаться со временем
  • температура застывания и помутнения должна быть низкой
  • в составе не должно быть коррозионно-агрессивных и механических примесей
  • не высокая цена. 

Именно таким требованиям и удовлетворяют нефтяные топлива. Они главный источник энергии почти для всех типов моторов наземной, морской и авиационной техники. Тем не менее, новейшие силовые агрегаты требуют, чтобы топливо имело целый перечень специфических свойств. Именно по этой причине все нефтяные топлива разделили на пять категорий:

  • для поршневого мотора с принудительным зажиганием (автомобильный и авиационный бензин)
  • для поршневого двигателя с воспламенением от сжатия (дизельное топливо для быстроходных и тихоходных моторов)
  • для реактивного двигателя (дозвуковая и сверхзвуковая авиация)
  • для газотурбинного мотора и установок (транспортных и стационарных);
  • для котельных установок (транспортных и стационарных).

Нефтяное масло

Нефтяное масло — это жидкая смесь высокомолекулярных углеводородов с очень высокой температурой кипения в пределах 300—600 °C. В основном это алкилнафтеновые и алкилароматические масла, которые получают в процессе переработки нефти.

В состав масел входят предельные, нафтеновые, ароматические и гибридные углеводороды, а также металлорганические и гетеропроизводные. С повышением вязкости и плотности нефтяного масла, усложняется его состав.

Так как разделить фракции на отдельные компоненты очень сложно, то определяют количество отдельных групп соединений.
Выделяю такие виды нефтяных масел:

  • остаточные 
  • дистилляционные 
  • компаундированные
  • консервационные
  • изоляционные
  • белые 
  • смазочные. 

Именно из нефтяных масел производят смазочные и смазочно-охлаждающие материалы, а также гидравлические жидкости.

В последние годы набирает популярность способ преобразования исходного нефтяного сырья в более дорогостоящие продукты при помощи гидрокрекинга. В результате такого процесса получают масла, себестоимость которых более низкая, а свойства приближены к синтетическим.

По областям применения делятся на смазочные масла, электроизоляционные масла и консервационные масла. Используются также в косметической промышленности.

Чтобы придать особые свойства нефтяным маслам, в них вносят специальные присадки.

Из нефтяных масел производят пластичные и технологические смазки, специальные жидкости, к примеру, смазочно-охлаждающие жидкости.

Товарные нефтепродукты

В процессе перегонки нефти типичного состава получают:

  • 31% бензиновых фракции
  • 10% керосиновых
  • 51% дизельных
  • 20% базового масла
  • 15% мазута. 

Все перечисленные фракции представляют собой основу для производства товарных нефтепродуктов. Перечень товарных нефтепродуктов довольно обширен и разнообразен. Российская промышленность выпускает как минимум 500 наименований нефтепродуктов.
Специалисты делят их на:

  • светлые — бензин, керосин, топливо для реактивных моторов, дизельное топливо
  • темные — масло и мазут
  • пластичные смазки
  • нефтехимические продукты.

Любой вид топлива имеет свои свой¬ства, которые обусловлены методом их сжигания.
Главным использованием нефти можно назвать изготовление топлив и масел (примерно 0,7-0,8 т/т нефти). Помимо этого, в процессе переработки нефти изготавливают:

  • парафины
  • церезины
  • воски
  • вазелины
  • пластические смазки
  • битумы
  • нефтяной кокс
  • прочие нефтепродукты разного назначения. 

Однако в числе самых важных целей современной нефтеперерабатывающей отрасли значится обеспечение сырьем нефтехимических заводов.

В то время как перечень главных топлив можно фактически заменить в обозримом будущем на альтернативные виды, к примеру, водород, природный газ, сжиженный газ, топливо из метанола, то заменить нефтяное сырье, предназначенное для изготовления различных нефтехимических продуктов маловероятно. Стоит отметить, что доля нефти, а именно, самые дорогих нефтяных фракций, которые используются для создания нефтехимического сырья, демонстрирует динамику к увеличению в большей части развитых государств.
Товарные нефтепродукты по своим физико-химическим показателям должны удовлетворять нормам существующих стандартов. За границей пользуются стандартами ASTM, а также стандартами Европейского союза, Японии и прочих важных государств.

Нефтяной кокс

Это соединение представляет углерод нефтяного происхождения, а именно твёрдый остаток вторичной переработки нефти или нефтепродуктов.

Он применяется для создания электродов и коррозионностойких аппаратов, в качестве восстановителя в процессе получения ферросплавов.Нефтяной кокс – это продукт твердой консистенции, имеющий темно-серый или почти черный цвет.

Его получают в процессе коксования нефтяного сырья.

К основным показателям относятся:

  • количество S серы
  • количество золы
  • количество влаги
  • объем летучих веществ
  • гранулометрический состав
  • уровень механической прочности.

Существуют такие виды нефтяного кокса:

  • малосернистые (до 1% серы)
  • сернистые (до 2% серы) 
  • высокосернистые (свыше 2% серы)
  • малозольные (до 0,5% золы)
  • среднезольные (0,5-0,8% золы)
  • высокозольные (свыше 0,8% золы)
  • кусковой (частицы имеют размер свыше 25 мм)
  • «орешек» (от 6 до 25 мм)
  • мелочь (до 6 мм).

Где же применяется нефтяной кокс? К основным сферам его использования можно отнести:

  • производство алюминия. В этом процессе кокс является восстановителем (анодная масса) в ходе выплавки алюминия из алюминиевых руд (бокситов). Количество необходимого кокса колеблется в пределах 550 — 600 кг/т алюминия
  • производство электродов для сталеплавильных печей
  • производство карбидов (кальция, кремния), используемых в процессе изготовления ацетилена
  • производстве шлифовочных материалов
  • производство проводников, огнеупоров
  • высокосернистые коксы пригодны в качестве восстановителей и сульфидирующих агентов
  • особые сорта кокса применяются в качестве конструкционного материала для производства химической аппаратуры, которая должна работать в условиях агресивных сред, к примеру, в ракетной технике.

Прежде чем приступить к использованию нефтяного кокса его необходимо облагородить (прокалить) на нефтеперерабатывающих комбинатах.

В процессе прокаливания испаряются летучие фракции и часть гетероатомов (к примеру, S и V), уменьшается показатель удельного электрического сопротивления.

Даже пищевая промышленность использует нефтяной кокс в процессе изготовления сахара, как заменитель доменного кокса.

Плотность нефтепродуктов

НЕФТЕПРОДУКТЫ

ПЛОТНОСТЬ ПРИ 20* С, г/см3

Авиационный бензин

0,73-0,75

Автомобильный бензин

0,71-0,76

Топливо для реактивных двигателей

0,76-0,84

Дизельное топливо

0,80-0,85

Моторное масло

0,88-0,94

Мазут

0,92-0,99

Нефть

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть